Кубачинцы являются одним из коренных народов Дагестана и субэтносом даргинцев. С 5 по 10 века село Кубачи, где живут представители народа, было центром одного из ранних государственных образований в Дагестане — Зирихгерана. Часто народ за свою историю подвергался нападениям, пережил завоевание арабами, тюрко-монгольским полководцем Тамерланом, но не сдался и отстоял свою независимость.
В 1813 году село Кубачи присоединилось к России и вошло в состав Кайтаго-Табасаранского округа Дагестана. С 1921 по 1991 годы было в составе Дагестанской АССР, с 1991 — в составе Республики Дагестан.
Где живут
Проживает народ в селе Кубачи Дахадаевского района, расположенном в Дагестане. Некоторое количество кубачинцев живет в городах Кавказа, Средней Азии.
Название
Народ известен в истории с 6 века под этнонимом «зирихгераны», который с персидского переводится «кольчужники». С 15 века их стали называть «кубачи», с турецкого языка слово переводится тоже кольчужники. Самоназвания народности: «угбуганти», «уг’буг», «угбуган».
Язык
Кубачинский относится к нахско-дагестанской семье языков и включает два наречия:
- сулевкентское
- кубачинское
До 1928 года народ пользовался общедагестанской системой письма (аджамским письмом) на арабской графике. С 1928 даргинская письменность была основана на латинице, с 1938 года — на русской графике.
Существует литературный кубачинский язык, но он практически не используется. Преподавание в селах, где проживает народность, ведется на русском. На кубачинском создано несколько книг, одна из них — азбука.
Религия
В древности народ исповедовал зороастризм, затем кубачинцы были исламизированы в 14-17 веках. Они являются последними из всех дагестанских народов, который принял эту религию. Распространено было среди народности и христианство. Сегодня кубачинцы являются мусульманами-суннитами, но сохраняют языческие ритуалы.
До 20 века присутствовали доисламские традиционные верования, проводились обряды, во время которых люди вызывали дождь и солнце. Кубачинцы почитали священные деревья, существовал культ орла, различных животных. Проводились магические обряды для лечения от сглаза, носили амулеты, талисманы.
Еда
Кубачинская традиционная кухня очень схожа с пищей народов Дагестана, но есть в ней особенности, связанные со способом приготовления, названиями, ингредиентами. Основные продукты в рационе народа — это мясо, масло, творог, сыр, крупы. Распространен хинкал, приготовленный из кукурузной, пшеничной муки. Из первых блюд готовят супы с добавлением фасоли, чечевицы, риса. Пекут пироги «чуду», «аля-кутце», делают вареники с различными начинками: мясом, яйцом, творогом, картофелем, крапивой, тыквой, требухой, домашним плавленым сыром. Из молока готовят супы с лапшой и рисом, каши.
Внешность
Костюм женщин состоит из туникообразного платья-рубахи, парчовой шубы с коротким рукавом. Головные уборы кубачинок: «чухта» — квадратная повязка с разноцветными нашитыми лоскутами, полотенце-образная вышитая накидка-повязка (каза) белого цвета, шерстяной платок-накидка (кате). На ноги надевали войлочные белые сапоги, узорные вязаные носки.
Свадебный наряд невесты состоял из белого платья, пошитого из восточной парчи, вышитой серебряными и золотыми нитями казы, различных украшений: серебряных цепочек на чухте, крупных перстней из золота, серебряных браслетов, нагрудных подвесок с отделкой из самоцветов, жемчуга.
Одежда мужчин общедагестанского типа: рубаха туникообразного покроя, бешмет, черкеска, штаны прямого кроя, сапоги из войлока или сафьяна, овчинные папахи и шубы. Дополняли костюм наборным серебряным поясом, с черкеской носили газыри, кинжал. Сегодня национальный костюм кубачинцев вытеснен одеждой городского типа, но уникальный «каз» и сегодня остается обязательным элементом женского гардероба. Надевают его вместе с современной одеждой.
Жизнь
С древних времен кубачинцы занимаются скотоводством, земледелием. Женщины вяжут, вышивают, ткут и производят сукно, войлок, обувь. Основные занятия кубачинских мужчин — ремесла: обработка металла, резьба по дереву, камню, строительное дело. Любое мастерство передается по наследству. Из всех ремесел самое высокоразвитое — металлообработка, включает несколько направлений:
- медно-чеканное дело;
- литье котлов и светильников из бронзы;
- изготовление оружия (холодного, огнестрельного) с художественной отделкой;
- изготовление женских украшений, предметов мужского костюма, деталей снаряжения для лошадей.
Все изделия издавна успешно продаются далеко за пределами края. Среди кубачинцев были скупщики, антиквары, ростовщики, владельцы златокузнечных мастерских, где работали наемные рабочие.
У кубачинцев существовала форма социальной организации — территориальная сельская община джамаат, внутренней жизнью которой руководил шариат и адат. В общину входили свободные общинники уздени, большинство из них были ремесленниками. В собственности общины находились пастбища, сенокосы, выгоны, лесные угодья. Частной собственностью семей были земли, которые они возделывали — мульк, небольшие участки для сенокоса — мичил. Кубачинским обществом управляла организация Чине, это совет старейшин, состоящий из семи человек. Их выбирает на народном сходе джамаат. Организация не только знала о всех внешних и внутренних делах, но и обладала исполнительной, судебной властью. Существовала у народа военная дружина батирте, которая охраняла население от грабежа, нападений, защищала леса, сенокосы, пастбища, скот.
Положение женщин раньше было бесправным, их поведение было строго регламентировано шариатом и адатом. Допускались браки между двоюродными, троюродными сестрами и братьями по воле родителей. С представителями других народов браки практически не заключались. Важное место занимали мужские союзы неженатых «гулалла ак букун», в которых были разные сложные обряды, церемонии. Каждый член союза должен был их строго соблюдать.
Жилище
Перед тем как построить жилище, важно было правильно выбрать место, исходя их четырех факторов:
- близость к угодьям, источнику воды;
- максимальная экономия земли;
- надежная защита;
- южная солнечная ориентация.
Поселения народа террасообразные, многоярусные, с вертикальной зональностью, компактно застроенными тесными кварталами. Кубачинцы живут в многокамерных каменных домах с плоскими крышами. Жилище строят обычно в 3-4 этажа, иногда даже в 5-6. На самых нижних этажах находится конюшня, хлев, на втором — склад для топлива, сеновал. На верхних этажах много комнат, кладовые для продуктов, мастерские. Интерьер своеобразный, полы застелены коврами. В каминной комнате вдоль средней стены располагается пристенный очаг с орнаментированным дымоходом. Вдоль другой стены расположены полки с различной посудой, на двух других рядами висят подносы, блюда из фаянса, фарфора. Такой интерьер сохранился во многих домах и сегодня, наряду с нововведениями: кроватями, столами, мебелью, телевизорами. Кроме каминной, остальные комнаты уже обставлены по-современному.
Культура
Фольклор кубачинцев близок с даргинским, но имеет свои особенности, которые обусловлены основной трудовой деятельностью народа. Из музыкальных инструментов популярна зурна, барабан.
Традиции
В народе очень почитают старших и женщин, важными добродетелями человека считается добросовестность, порядочность.
Женщины ходят за водой со специальными сосудами из металла, называют их «кутка» или «мучал» и используют их всегда вместе. Примечательно, что мужчины не всегда могут правильно носить эти сосуды, в отличие от хрупких кубачинок. Чтобы правильно их взять, нужно обладать смекалкой и ловкостью, присущей только женщине. На свадьбах используют специальный сосуд «нукнус», похожий на ведерко. Их наполняют сахаром и мукой, подносят торжественно как приданое.
Очень интересный обряд у кубачинцев — посвящение в батыри. Батырями называли смелых молодых парней, призванных на службу. Они были основой гарнизона крепости, где существовала своя структура правления. Посвящали в батыри юношей в возрасте 24 лет. Если родители хотели, обряд проводился чуть раньше, когда до 24-летия сына оставалось несколько месяцев. Молодые парни не имели права жениться до посвящения.
Праздник организовывался по решению Совета старейшин, чаще всего на 40-й день весны или осенью, по окончании полевых работ. Все расходы оплачивали родители. На посвящении присутствовали 3-4 группы воинов, в каждой по 20-25 человек. Приглашали представителей ближних селений, которые с собой пригоняли в дар несколько баранов.
Парень выходил из дома одетый в черкеску с серебряными газырями, кинжалом и кавказским поясом. На голову надевал каракулевую шапку. За ним шли родители, после них родственники с большим подносами, заставленными едой, женщины несли большой казан с пловом и 30 ложками, поднос жареной баранины. Один из молодых родственников нес молодое деревце, с подвешенными на нем вареными крашеными яйцами. Позади него шли музыканты. На месте торжества их встречали другие батыри и члены Совета старейшин. Председатель Совета произносил речь, которая была посвящена юноше и его родителям, поздравлял их. Кадий после прочтения стихов из Корана давал парню наставления, смысл которых заключался в том, что он при необходимости должен отдать свою жизнь за свободу и честь родины. После посвящения начиналось застолье, один час уделялся для танцев молодого батыря с родителями и девушками. После начиналось посвящение следующего. В течение дня в батыри посвящали несколько парней. В конце праздника молодым батырям отдавали деревья с яйцами, которые они должны были съесть.
После посвящения проводились состязания юношей, победители получали подарки. Проводили парад батырей, к дому каждого прикрепляли зеленые ленты из парчи, которые оставались там неделю. За эти семь дней родители должны били по возможности сосватать сына. Если получалось, после первого срока службы, который длился 4 месяца, организовывали свадьбу.