Касимовские татары — одна из этнических групп многочисленного татарского народа. Относятся к волго-уральской общности. Имеют сложный этногенез, повлиявший на их внешность, культуру. Это самая западная татарская этногруппа, проживающая в России.
Где живут
Касимовские татары живут в Касимове — городе в Рязанской области и селах возле него. Особенностью этой этногруппы является то, что она значительно отдалена от Казанского и Сибирского округов.
Численность
Касимовские татары изначально были малочисленной группировкой. Ранее их количество исчислялось 6 000 человек, теперь оно составляет не больше 2 000.
Язык
Для касимовских татар характерен говор казанско-татарского диалекта. Он распространен на западе страны.
Религия
Большинство представителей этногруппы исповедует ислам, как и все татары. Встречаются христиане, но их немного.
Название
Наименование общности произошло от названия города Касимова, который являлся столицей Касимовского ханства. Город же назвали именем царевича, сына казанского хана Улу-Мухаммеда. Царевич Касим был первым правителем ханства с 1452 по 1469 год.
История
Рязанская область в Средние века называлась Мещерским краем. Касимовская этническая группа начала формироваться там с середины 15 века. Предпосылкой к ее образованию послужило активное расселение на русской земле тюркских племен. Вдоль Волги тогда уже имелись поселения финно-угорцев. Пришедшие племена начали смешиваться с ними и славянами, жившими там же. В этногенезе приняли участие также мордвины, ногайцы, марийцы. Известны случаи переселения казанских татар в Касимовское царство. По сведениям историков, ханство возникло в результате мирного договора между московским князем Василием 2 и золотоордынским ханом Улу-Мухаммедом. Ханство существовало на протяжении 200 лет. За это время туда переехала часть крымских татар, киргизо-касайцев.
Со временем влияние Золотой Орды ослабло. Русское правительство предприняло попытку подчинить себе Касимовское ханство. Был издан указ об обращении татар в христианство (18 век). Некоторая часть согласилась, так как это давало льготы на владение землей. Другие переселились в Москву, Петербург. Касимов стал уездным городом Рязанской губернии. Многие знатные татарские семьи лишились бывших привилегий, у них забрали земли и поместья. Обратившиеся в православную веру быстро обрусели. Покрестившимся татарам давали дворянские титулы, устанавливали жалованье. Тесное соседство с русскими послужило созданию местного наречия. Также многие татары разговаривали и на русском.
Жизнь
Сельские поселения располагались по берегам рек. Городские жители заселяли Татарскую слободу, где находился ханский дворец. Рядом с дворцом жила знать. Напротив располагалась мечеть. Городское население работало на кожевенных предприятиях, имелись кирпичные заводы. Жители занимались выплавкой металла, обработкой камня. Из овечьей и козьей шерсти ткали сукно, шили одежду. Развивались такие отрасли, как пчеловодство, рыболовство, на водоемах разводили уток, гусей. Существовали сапожные мастерские. Мастера делали ювелирные украшения из серебра, которые высоко ценились на рынке. Касимовские купцы, занимавшиеся продажей овечьих шкур, были зажиточными.
В сельской местности выращивали пшеницу, рожь, гречиху. В каждом дворе имелся огород, где возделывали овощные культуры. Большая часть населения держала коров, коз, овец. Также разводили племенных лошадей. Крестьяне продавали товар на ярмарках в другие области. Касимов торговал не только с русскими купцами, но и с азиатскими. Среди касимовских татар были очень богатые семьи, получавшие большие прибыли от торговли.
Жилище
Дома касимовских татар были деревянными. Ранние поселения характеризовались скученностью. Дом располагался в глубине усадьбы, как это принято у мусульман. Хозпостройки ставили отдельно от жилища, часто напротив него. Задняя территория использовалась под огород. Дом ставили торцом к улице, иногда перед домом строили баню глухой стеной наружу. Жилища были срубные, квадратной формы. Богатые татары ставили дом на каменный фундамент. Жилище отапливалось печью по типу русской. Особенностью интерьера татарской избы являются деревянные нары, на которых спят, едят, днем делают домашние работы. Для хранения вещей имелись большие сундуки. В избе стоял стол, но на нем не ели, а ставили самовар и посуду.
Позднее у русских переняли способ располагать дома вдоль улицы фасадами друг к другу. Исчезла хаотичность в расположении усадеб, улицы стали ровными. Жители часто украшают дома резьбой, что является характерным для татар. Городские богачи могли позволить себе большие каменные или кирпичные дома. Нижний этаж использовался для коммерческих целей. Жилые комнаты располагались на втором.
Одежда
Национальная одежда касимовских татар изобилует яркими красками, богатой отделкой. Традиционный женский костюм состоит из просторных шаровар и длинной рубахи-платья. Платья шили с расклешенным подолом, воланами по низу. Поверх надевали удлиненную безрукавку или халат. Для пошива повседневного платья использовались сатин, поплин, для праздничных — парча, шелк, бархат. В 18 веке большое значение имел красный цвет одежды. Он символизировал богатство, принадлежность к богатому роду. Популярны у татар изумрудный, синий, фиолетовый, пурпурный. Отделка делается в золотистых тонах, которые хорошо сочетаются с яркими расцветками.
Мужчины носили объемные штаны, рубашку, которую подпоясывали широким поясом. Также присутствовала безрукавка, кафтан, длинный халат. Характерным татарским головным убором является шапка цилиндрической формы по типу турецкой. Ее носят как мужчины, так и женщины. Тулья украшается золотистым орнаментом, вышивкой, гарусом. Женщины прикрепляют к верхушке длинный платок, спадающий на плечи. После принятия христианства многие татары стали носить русскую одежду. Это были длинные приталенные платья с рукавами-фонариками. Мужчины надевали классические костюмы. В наше время распространена одежда европейского типа.
Традиции
Касимовские татары отмечают все религиозные праздники, традиционные для своего народа. Это Курбан-байрам, Ураза-байрам, Рамадан, Сабантуй. Курбан-байрам — главное торжество, которое празднуют мусульмане всего мира. Татары приносят дар Всевышнему, что символизирует верность Аллаху. В этот день режут барана, угощают его мясом гостей, соседей. Совершается намаз в мечети — молитва о прощении грехов. Сабантуй — веселое празднество, связанное с окончанием полевых работ. Он отмечается с размахом, песнями, танцами. Изначально обрядовые действия были направлены на задабривание духов с целью получения хорошего урожая. Сабантуй проводится на свежем воздухе, для этого выбирается равнинная местность. Устраиваются различные соревнования, спортивные состязания. Проводятся танцевальные, песенные конкурсы. Гости могут попробовать угощения, выставляемые в палатках.
Важным обычаем у татар считается чаепитие. Чай пьют из пиал, наливая воду из самовара. Чаепитие — отдельная церемония, без которой не обходится ни один прием гостей. Оно проходит за большим столом, в центре которого ставят самовар. Напиток заваривается крепкий, в черный чай добавляют различные травы, ягоды. По исламским традициям, в состав напитка могут входить такие ингредиенты, как молоко, масло, талкан, соль. Получается что-то наподобие густого жирного бульона. Он хорошо утоляет жажду, наполняет энергией.
Свадьба
Свадебные обряды касимовских татар имеют много общего с русскими. Начиналась свадьба со сватовства. На нем обсуждался размер калыма, который семья жениха выплачивала родителям невесты. Это могли быть не только деньги, но и продукты, какой-либо товар. Девушка приходила к мужу с приданым. Это было имущество, необходимое для семейной жизни: постельные принадлежности, мебель, ковры, домашняя утварь. Свадьбу праздновали несколько дней. Они проводятся гостями по очереди в доме невесты и жениха. В это время молодые должны преподносить подарки родственникам.
Характер
Касимовские татары обладают веселым нравом, они темпераментные, подвижные. Это общие черты, присущие татарскому народу. Они любят большие компании, шумные развлечения. Они легко начинают общение, заводят множество друзей. Для татар характерно громко разговаривать, спорить, отстаивать свою точку зрения. Вместе с тем они вежливые, внимательные, всегда готовы помочь.