Каратаи являются этнографической группой мокшан. Народ — это не отдельное мордовское племя, а локальная группа, которая подверглась сильному влиянию татар. Народность переняла язык, некоторые элементы культуры татар, но при этом сохранила свое этническое самосознание. Татары, проживающие вокруг них, считают каратаев мокшанами.
О каратаях из Тетюшского уезда Казанской губернии впервые писал исследователь И. Лепехин в 18 веке, упоминая их как мордва-каратаев. Он считал народ особым мордовским племенем. Самостоятельной этнической группой каратаев считал и академик П. Кеппен, а также другие исследователи 19 века.
Каратайцы сами точно не могут определить свою национальность. Все потому, что говорят они на татарском, самосознание свое относят к мордве. При этом являются крещеными, соблюдают православные традиции, которые все больше сближают с русскими. Эта маленькая группа народа объединяет в себе 3 главных этнических пласта Волго-уральского региона:
- славянский
- финский
- тюркский
Объединение это довольно необычное и не позволяет отнести каратаев ни к русским, ник татарам, ни к мордве.
Где живут
Проживает народ в Татарстане, населяет Камско-Устьинский район, села Заовражный Каратай, Мордовский Каратай, Шершалан.
Численность
В 1958 году численность коренных жителей в деревне Мордовский Каратай составляла 1000 человек, в 1976 году она снизилась до 300 по причине миграции в города. Сегодня в районе проживания народа насчитывается около 100 каратаев.
Название
Народ называют еще мордовскими каратаями, каратайхть. Татары зовут их мукшылар, мукша.
Сами каратаи себя именуют по-разному:
- мукшы
- мордва дип атала-быз инде
- кряшен
- чукынган татар дип диляр
Язык
Родным народ считает татарский язык, но говорят на нем своеобразно, по-своему называя его каратайским. Сегодня каратаи все больше сближаются с русскими, подвергаются русификации. Всему этому способствует заимствование народом русской культуры, ведение дошкольного, школьного, высшего образования на русском языке, смешанные брачные союзы.
Религия
Издавна народ исповедует православие, которое способствовало формированию всего обрядового цикла народности. Они отличаются от традиционных православных людей, смогли внести свой колорит в эту сферу. 12 христианский праздников у них совпадают с православными. На Петров день, перед началом сенокоса обязательно в жертву приносят барана. В отличие от татар, которые мясо раздают на Курбан-байрам, каратаи его используют для домашнего потребления. Большое значение у народа имеет праздник Троица, в праздновании которого существуют свои особенности.
8 июня в день убиенного Михаила в часовне на берегу Волги проводится молебен, который проводит приглашенный священник. Люди в родительский день посещают святое место, набирают из трех источников, расположенных рядом, воду, которую считают святой, исцеляющей от болезней. Об этом месте знали люди далеко за пределами села, еще в советское время сюда приезжали на теплоходах, набирали воду, на часовне люди оставляли свои амулеты. Случалось, в засушливые годы руководители коммунисты, выделяли средства, отправляли на автобусах к часовне бабушек, чтобы они съездили на молебен, попросили дождь. Говорят, после этого так и случалось.
Еда
В традиционной кухне популярны различные каши, щи из капусты, вареное мясо, обжаренная печень. Квасят капусту, из молока готовят простоквашу. Из напитков пьют квас, варят компоты, кисели, готовят напитки из хмеля, солода, ячменя, меда. На поминальный стол ставят блины, щи, гречку, подают мед.
Внешность
Одежда
Праздничная женская одежда довольно сложная и состоит из многих элементов. Процесс одевания иногда длился несколько часов. Участие в нем принимали 3 помощницы. Рубаха туникообразного кроя была без воротника, ее богато вышивали, подпоясывали шерстяным поясом с кисточками на концах.
Одежда мужчин схожа во многом с костюмом русских. Носили туникообразную рубаху из грубой конопляной ткани, штаны из черной материи. Праздничная мужская рубаха шилась из более тонкой льняной ткани. Носили ее на выпуск и подпоясывали поясом с кисточками.
Из головных уборов носили валяные шляпы, черные, белые шапки с небольшими полями. Летом носили лапти с портянками, зимой с онучами. Нарядной обувью были сапоги на каблуке.
Жизнь
Села, где живут каратаи, в 1970-х годах претерпели существенные измерения в развитии. Было построено много домов, старые довоенные постройки обновлены. Во многих хозяйствах люди разводили овец, коз, крупный рогатый скот, домашнюю птицу. Почти в каждой семье были фруктовые сады. В некоторых усадьбах — до 60 деревьев груш, яблонь, ягодные кустарники. Много было в селе мастеров, которые занимались кузнечным, гончарным делом, ремесленников бондарей, плотников.
Но отсутствовали дороги, рабочие места, не было постоянной транспортной связи с городами, районным центром. В результате молодежь стала покидать селения, уезжать в близлежащие города. Постепенно в Мордовских Каратаях закрылся клуб, школа, какое то время даже отсутствовал магазин. Из 133 хозяйств в 1970-х годах к началу 1990-х осталось 78, сегодня их уже 44. Резко сократилась численность населения, к 2004 году в селе проживало только 83 человека. Появились здесь приезжие: русские, татары, таджики, чуваши.
Примечательно, что каратаи являются долгожителями, большинству их них 80 лет, некоторым 95. Вероятно, на продолжительность жизни влияет местный чистый воздух, чистая питьевая вода из колодцев, привычка коренного населения вести активный образ жизни, заниматься физическим трудом. Каратаи очень гостеприимные, жизнерадостные, добрые и трудолюбивые люди. В детях с раннего возраста воспитывают любовь к труду, уважение к старшим.
Жилище
Издавна традиционным жилищем народа являются срубные дома. Крыши сегодня покрывают шифером, дома строят из кирпича. Избу со двором обносили деревянным забором. Свои дома каратаи украшают долбленой выемчатой, накладной резьбой, красят в яркие цвета стены жилища, заборы и калитки. Внутренняя планировка простая, из мебели — стол со стульями, кровать, шкафы. Избы обогревают русскими печами.
Культура
Песенный фольклор каратаев отражает эрзянское, татарское, мокшанское влияние. Элементы мордовского фольклора проявляются и в вокально-инструментальном, инструментальном, вокальном исполнении картаев.
Очень популярны в народе песни-действия, в которых повествуется подробно обо всем, что исполнитель видит вокруг себя. Еще один жанр — песни-импровизации. Что касается языка, на котором они исполняются, народ говорит, что поет на своем, на котором говорит — татарском, каратайском и русском.
Есть у народа предания, большая часть которых восходит к 16 веку и периоду правления Ивана Грозного. Очевидно, это связано с непростыми событиями, происходящими в то время. Одна из таких легенд сохранилась по сей день и играет важную роль в жизни народа. Это легенда об убиенном Михаиле, который почитается сегодня как святой. День его смерти (8 июня) у каратаев является большим народным праздником. В легенде говорится следующее: Михаил решил, что посвятит себя богослужению, будет проводить дни в молитвах. Но его родители поставили ему условие — жениться. Выбрали невесту для него, сыграли свадьбу. Перед брачной ночью Михаил сказал, что с условиями родителей согласился и покидает их. Он пришел на берег Волги, где построил часовню. В ней он жил, проводил дни в молитвах. Когда к нему приходили люди, он говорил, что там, где его тело будет покоиться, никогда не будет пожара, засухи, урагана, различных бедствий. Тогда люди убили его, предположительно это были люди с села Сюкеево. Они захотели перенести тело Михаила к себе, погрузили его в лодку, но она не сдвинулась с места. Люди вернули покойного обратно в часовню и ушли. Через 7-40 дней, по разным преданиям, тело Михаила нашли, но оно не было тронуто тлением. Его перенесли на территорию сельской церкви в Мордовских Каратаях, похоронили. В советское время церковь была до основания разрушена, но могила Михаила сохранилась и по сей день. Место поклонения — часовня на берегу Волги, которую перекладывают время от времени. Рядом есть три бьющих ключа, воду в которых местные жители считают святой. Последние несколько лет за часовней ухаживают учащиеся Кирельской школы. Дети следят за тропой, расчищают родники, убирают мусор.
Очень отличаются похоронные плачи народа, которые не имеют себе равных по силе эмоционального воздействия. У каратаев есть свои талантливые вопленицы.
Традиции
У народа существуют помолвка, сговор перед свадьбой, невесты проводят девичник. Но белое платье стали надевать только после 1960-х годов. До этого невесты надевали специальную одежду, украшенную вышивкой, которую шили себе сами вместе с платком, передником, блузой. Этот костюм входил в приданое. На свадьбу девушки наряжали дом жениха вещами из приданого невесты. Все ее подруги приходили перед свадьбой, развешивали в избе полотенца, скатерти, занавески на окна. Для одной избы было необходимо около 16 полотенец. Накануне свадьбы топили баню для невесты, этот обряд называется «дяш килен кыз мунчасы». Он сопровождался лирическими причитаниями и плачем, которые вела сама невеста, если умела плакать и петь, или специально приглашенная женщина.
Одной из целей каратаевской свадьбы было формирование близких отношений между невестой и родней жениха. Это обеспечивало благоприятное вхождение молодой в новую семью. Проводилось множество ритуалов с использованием серебряных, золотых монет.
Праздники длятся по-разному: Рождество празднуется неделю, Троица, Крещение — по 2 дня, один день отмечают Казанский праздник и Покров день.
Народ выращивает сельдерей, который используется у них в качестве культового растения, называют его «зуря» (заря), хотя название сельдерей им известно. На Троицу они срезают его ветки, весь день девушки ходят с ними по улицам и поют песни. Примечательно, что каратаи сельдерей никогда не употребляли в пищу, потому что не знали, что он съедобный.
Когда была засуха, жители села Шершелан ходили по полям с иконами. Старушки собирали муку, пшено, кур, в овраге разжигали костер, обедали, молились. Соседние не мордовские селения называли этот обычай каратаев «куриная обедня» (таук клеве). Еще один обычай при отсутствии дождей — обливание водой.
В апреле в деревне Мордовский Каратай проводится фольклорный республиканский праздник «Шумбрат, Каратай!». Участие в мероприятии принимают фольклорные национальные коллективы, активисты национальных движений. В программу праздника входит концерт, проведение народного гулянья.
Народ каратаи является уникальной находкой, живым историко-этнографическим памятником. Очень обидно осознавать, что поселение, которое раньше было большим населенным пунктом, сегодня все больше напоминает заброшенное село.