Карагинцы — группа, входящая в состав корякского народа. Вместе они образуют одну из крупнейших народностей Камчатки. Карагинцы считаются древним населением, что влияет на их жизненный уклад.
История
Камчатка была заселена уже 15 тысяч лет назад (во время сартанского оледенения). Установить точный период появления карагинцев и коряков в регионе невозможно. Однако известно, что они сумели осесть в северном районе. Считается, что часть коряков перешла на территорию Северной Америки, став коренным населением континента. Это позволяет предположить, что именно коряки являются предками индейцев. Гипотезу подтверждает ряд генетических исследований, схожесть обрядов и общее мировоззрение.
На территории корякского населения русские колонизаторы прибыли в XVIII веке. Корякский народ, в том числе карагинцы, отказывались принять господство русских. Это привело к череде столкновений, в которых коряки проиграли. В середине 19-го столетия власть Российской империи была признана официально. В Советские годы карагинцы получили возможность проживания в новом жилье, стали участниками коллективных хозяйств. В то же время советская власть негативно относилась к шаманизму и даже отбирала часть оленей для собственных нужд.
Жизнь
Коряки относились к оседлым племенам. Для них всегда было характерно оленеводство с большим числом голов, которое могло достигать 2 тысяч. Содержание крупных стад оленей требовало регулярных и трудозатратных перегонов. Весной скот перегоняли на специальные пастбища, а летом переводили в другие места, спасая от кровососущих насекомых. Осенью наступала пора забоя, а зимой вновь нужно было подготавливать оленей к очередной перекочевке. Пастухи пользовались посохом и арканом — длинной веревкой с петлей. Еще в арсенале у карагинцев остался своеобразный бумеранг. С его помощью можно собирать отбивающихся от стада оленей.
Карагинцы регулярно занимаются зверобойным промыслом. Морского зверя добывают осенью, ближе к лету начинается сезон охоты, который продолжается до октября. При охоте используют гарпун, сети. Для успешного передвижения по воде используют байдарки, которые делают из кожи. Реже пользуются каяками. Большой удачей является поимка ларги или нерпы. Мясо и жир этих животных очень питательны. Раньше карагинцы охотились на моржей, также им удавалось ловить китов, но сейчас вылов данных животных запрещен.
Рыба и сейчас остается наиболее востребованной добычей. Карагинцы вылавливают следующие виды рыб:
- кита;
- горбуша;
- кижуч;
- чавыча;
- нерка.
Рыбу вылавливают сачком и сетями, а также с помощью крючков, закрепленных на ремне. Для охоты пользуются капканами, самострелами, системами из веревок и бревен, черканами.
Сейчас дети всех коряков изучают родной язык в школах. Он является довольно сложным и насчитывает не одну тысячу лет. В поселках есть школы искусств, дома культуры. Народ активно изучает собственный фольклор, танцы, ведутся передачи на корякском языке. Существует специальная организация, занимающаяся защитой коренного населения. Практически все законы, принимаемые местным управлением, направлены на сохранение национального уклада.
Язык
Народ использует карагинский диалект, входящий в состав корякского языка (чукотско-камчатские языки). Корякские языки-диалекты делятся на диалекты кочевых коряков и диалекты (полу)оседлых коряков. К собственно корякскому языку относятся чавчувенский, апукинский, каменский, паренский и итканский диалекты. Ранее выделявшиеся в нем диалекты оседлых коряков (алюторский, карагинский и паланский) образуют отдельный алюторский язык.
Внешность
Для всех коряков характерной чертой является низкий рост, округлые лица и выступающие скулы. Их кожа темная, носы длинные, волосы черные и жесткие. На вид эти люди очень стройные и крепкие, что совсем неудивительно, ведь им приходится жить в суровых условиях.
Одежда
Мужчины носят штаны и рубахи, которые делают из меха. Женщины надевают меховые платья. Для пошива используется олений мех. В холодную пору надевают плотные шубы, причем мех у них есть как внутри, так и снаружи. На голову накидывают меховой капюшон, а руки защищают от холода двойными рукавицами.
Летняя одежда практически не отличается от зимней, люди просто используют более заношенную. Особое внимание уделяется детям. Их одежда может быть абсолютно закрытой. Ребенок не имеет возможности достать руки, но зато он надежно защищен от холода. Такой вариант комбинезона необходим ребенку до пяти лет. Мех также служил украшением для одежды. Женщины старались подбирать разноцветный и максимально пестрый мех. Впрочем, последнее было характерно скорее для кочевых племен.
Жилище
Оседлые коряки живут в землянках.
- Длина такого жилища в среднем составляет 15 метров, а ширина — 12 метров. Высота обычно 5-7 метров.
- Чтобы соорудить подобное жилье необходимо вырыть яму и установить в ней столбы.
- Наружные столбы необходимы для установки распиленных бревен.
- Это позволяет образовывать стены жилища. Сверху их скрепляют балками.
- Чтобы обеспечить защиту от снегопадов используется специальный раструб, сооружаемый из жердей, иногда пользуются заслонами, которые изготавливают из прутьев и циновок.
Гостей принимают на специальном помосте. Спят на шкурах и поношенной меховой одежде, которые выкладывают на спальных пологах. Сейчас все чаще встречаются бревенчатые избы или дома современного типа.
Еда
В суровых условиях необходимо питаться сытной пищей. Мясо оленя как раз является именно такой. Его обычно варят с морской капустой. В суп добавляют ивовую кору.
Сейчас в пищу карагинцы употребляют мучные изделия, рис, хлеб. Деликатесом считается каша из риса с кровью тюленя или оленя с добавлением жира.
Традиции
В семьях карагинцев царит патриархат. Велико значение общины, которую возглавляет самый старший мужчина. Для проверки отношений молодых людей жениху дается испытательный срок, в ходе которого он должен показать себя достойным хозяином дома. Если он оказывался признанным, ему надлежало поймать свою невесту. Девушка должна убежать от парня, а тот — догнать ее. До ХХ века сохранялся обычай женитьбы младшего брата на жене старшего в случае смерти последнего.
В одном селении может жить несколько семей, приходящихся друг другу родственниками. Объединение семей может происходить по используемому имуществу. Например, байдаркам. В центре таких объединений всегда стоит патриархальная семья. Все эти меры необходимы для совместного занятия промыслом.
У каждого стойбища есть свой глава. Он является руководителем общественной и хозяйственной жизни. Нередко пастухи, занимающиеся выпасом одного стада, совершают обмен дочерей и сыновей, образовывая новые семьи. Некоторые карагинцы занимаются индивидуальным промыслом, охотясь на мелкого зверя, занимаясь рыболовством или пушной охотой.
Сохраняется значимость праздников, связанных с выпасом оленей. Осенью совершается Куанай татык, который устраивают в честь возвращения стада среднего пастбища. Многие праздники сопровождаются гонками на упряжках, соревнованиями с набрасыванием аркана, борьбой. Особенно веселым выглядит соревнование, где нужно вскарабкаться на обледенелый столб.
Большое значение имеют обряды, раньше были распространены жертвоприношения. До сих пор многие носят обереги, которые защищают от злых духов, способных лишить человека жизни. Несчастные случаи считают именно кознями незримых духов. В качестве погребальной одежды используют такую же, но недошитую. Дошивать погребальный наряд считается плохой приметой, ведь это может сулить гибель живому человеку. Когда же наступает момент погребения одежду дошивают и на это время строго запрещается спать.
Обряд погребения подразумевает сожжение на костре тела усопшего. В костер кладут личные вещи, лук, пищу, подарки.
Культура
Мифы и сказки чрезвычайно важны для карагинцев и коряков. В их фольклоре есть много загадок, песен и заговоров. Главным фольклорным персонажем является ворон. Коряки считают, что он является творцом, и одновременно приписывают ему проказы. Животные часто фигурируют в сказках, а в исторических летописях есть много историй о воинах. Часть фольклора заимствована у русского народа и эвенов.
Карагинцы много поют, используя горловое пение, часто напоминающее хрип. У каждой семьи может быть свой тип исполнения. Во время песен пользуются музыкальными инструментами, например, своеобразным гобоем, подобием флейты и большим бубном.
Культура их народа ранее была неотрывно связана с постоянными войнами с чукчами и эскимосами. Сражения обычно велись без массовых столкновений, а на основе индивидуальных поединков. Поэтому одна победа решала исход всей битвы. В преданиях чукчей есть примеры, когда один воин побеждал многих, используя лук и копье. Именно эти два вида оружия были у всех коряков основными.
Их тела надежно защищали доспехи с чешуйчатой броней и щиты, закрепленные на жердях. Форма щита защищала верхнюю часть туловища и плечи, позволяя вести обстрел с берега. На голове воины носили шлем с мехом.
Коряки часто делали изображения с русскими воинами. Причем многие сцены изображали, вырезая на клыках моржа. Этим филигранным делом занимались художники-косторезы.
Карагинцы — оседлый народ. Они являются ярким примером того, как человек может выживать в крайне сложных условиях и даже сформировать собственную культуру. Их история покрыта завесой тайны, что обусловлено отсутствием точных сведений до начала периода колонизации. Точное изучение языка позволит лучше узнать прошлое этого этноса. Изучение истории карагинцев и коряков может иметь культурно-историческое значение, так как они являются носителями первобытной культуры древнейших периодов.
Видео
Песни у корякского народа всегда занимали важное место в повседневной жизни. Их исполняют во время приготовления пищи, перед сном или по утру. В этом видеоролике коренным населением камчатки исполняются народные песни и пляски.