В результате коллективных творческих усилий различных народов, приходивших на архипелаг, произошло наслоение разных культур. Свое воздействие последовательно оказали индуизм и буддизм, попавшие на острова в первую очередь из Индии и с 8 века и успешно закрепившиеся на Яве и Бали. Ислам, привнесенный в 14 веке со Среднего Востока купцами и проповедниками, европейские традиции, которые внедрялись португальцами в 16 веке, а затем голландцами вплоть до начала 19 века.
Литература в Индонезии
В начале 20 века возникла и стала развиваться современная индонезийская литература, тесно связанная с национально-освободительным движением. Издательство «Балэй пустака» («Дом литературы»), основанное колониальным правительством в 1908 году, до сих пор продолжает свою деятельность.
В 1933 году три молодых писателя с Суматры – Сутан Такдир Алишахбан, Армайн Пане и Амир Хамзах, стремившиеся в литературной форме выразить духовный мир своей страны, начали выпускать малотиражный литературно-художественный и общественно-политический журнал «Пуджанга бару» («Новый писатель»).
В произведениях, которые увидели свет благодаря издательству «Балэй пустака» и журналу «Пуджанга бару», нередко изображались проблемы молодых индонезийцев, путь которых к свободе и прогрессу преграждали семейные традиции и родовые пережитки. После падения колониального режима в литературе Индонезии произошел крутой поворот, связанный с возникновением нового литературного течения – Поколение 1945-го года.
Под влиянием воспоминаний о годах японской оккупации появилась язвительная проза Идруса (1921–1971), страстная поэзия Хайрила Анвара (1922–1949) и великолепные воспоминания Прамудьи Ананты Тура – Мир человеческий (1980), Сын всех народов (1980), Следы шагов (1985) и Стеклянный дом (1988), объединенные в тетралогию Квартет Буру.
Многие годы эти произведения, в т.ч. написанные Анантом Турой в период его заключения на о-ве Буру, а затем под домашним арестом в Джакарте, были запрещены в Индонезии. Не менее прохладно официальными властями Индонезии было встречено произведение Ромо МангунаТкач-птица (1991), удостоившееся Премии писателей Юго-Восточной Азии.
Изобразительное искусство
Индонезия сохраняет определенные традиции в современном изобразительном искусстве. Работы первых мастеров (С. Суджойоно, А.Джая, К.Аффанди, Х.Нгантунг, Б.Ресобово) были проникнуты национальными мотивами. В 1937 году было создано Объединение художников Индонезии (Персатуан Ахли Гамбар Индонесия, Персаги). На Яве в 1950-е годы были открыты Академия изобразительного искусства в Джокьякарте (ныне Институт искусств Индонезии) и кафедра изобразительного искусства в Бандунгском технологическом университете.
Такие живописцы из Бандунга, как Попо Искандар, Мохтар Апин и Срихади Сударсоно, творили в основном в абстрактной манере, в то время как на полотнах выпускников академии Джокьякарты – Аффанди, Хендра и Суджойоно в реалистической манере изображены повседневная жизнь народа, а также сцены борьбы за освобождение страны от голландской колониальной зависимости.
Позже стиль социального реализма, выраженный в изображении повседневной жизни со всеми ее проблемами, был продолжен в творчестве таких художников, как Джоко Пекик, Харди, Джим Супангкет, Деди Эри Суприа, Харис Пурнама, Бонионг Мунни Арди и другими представителями Движения нового искусства (Геракан Сени Рупа Бару).
В 1960-е годы открылись Джакартский институт художественного образования и кафедры изобразительного искусства в некоторых педагогических институтах. На острове Бали в городе Убуд работает известная Академия живописи и резьбы. Индонезийские художники-мусульмане, такие как А.Ф.Пироус, создали немало полотен на сюжеты Корана.
Сценическое искусство
Современный театр зародился в начале 20 века. Он был представлен в основном школьными и любительскими труппами с их стилем, близким как европейскому театру, так и традиционному. Индонезийскую драматургию этого периода связывают с именами таких писателей, как Рустам Эффенди, Мохаммад Ямин, Сануси Пане и Армайн Пане.
После Второй мировой войны и борьбы за независимость на базе студенческих трупп возникло множество театров-студий, возглавлявшихся такими мастерами, как Усмаром Исмаилом, в постановках которых доминировали не только произведения известных европейских драматургов, но и индонезийских авторов, творчество которых было проникнуто идеями социального протеста и национального возрождения.
Наибольшей известностью сегодня пользуются такие театральные коллективы Индонезии, как Театр Кечил (Коммунальный театр; руководитель Арифин С. Нур), Театр Мандири (Независимый театр, руководитель Путу Виджая), Театр Популер (Популярный театр, руководитель Тегух Карья) и Бенгкел Театер (Театральная мастерская), созданный в 1967 году известным поэтом и драматургом Рендрой. Часто ставятся пьесы на местные темы, иногда в сопровождении оркестра гамелан и элементами традиционного театра (куклы, маски и т.д.). В последнее десятилетие вновь получил развитие уличный театр, бывший популярным в послевоенные годы.