Поддержка искусств
Исторически сложилось так, что искусства процветали в основном при поддержке двух основных категорий покровителей: индусских храмов и княжеских правителей государств. За последние два столетия покровительство британских жителей и коллекционеров стало очень важным.
В независимой Индии есть целый институт национального искусства, Лалита Кала Академия, он способствует развитию изобразительного искусства, в академии часто проводятся лекции по искусству, а также здесь звучат частые призывы организовывать больше выставок и публикаций.
Правительство активно занимается поддержкой академии Сахитья, которая была создана в 1954 году для содействия передового опыта в области литературы. Национальная школа драмы основана в Индии в 1959 году. Академия танца Сангит Натак была открыта впервые в 1953 году.
Литература
Индия имеет некоторые памятники самых ранних литературных работ в мире, начиная с санскрита, который может быть старейшим языком в литературе в любом индо-европейском языке. «Риг Веда» является старейшей из четырех Вед, длинные религиозные тексты, составленные в ранней форме санскрита, некоторое время имели успех в конце второго века до нашей эры. За ним последовали еще три Веды, все они имели литургический характер, а затем появились главные Упанишады, это было с восьмого по пятый века до нашей эры.
Первым значительным светским документом, написанным на санскрите, была сложная грамматика, которая объясняла структуру языка. Грамматика была написана, вероятно, в четвертом веке до нашей эры. Затем, во время царствования Чандрагупты Маурьев, был написан текст великого эпического произведения - Махабхараты, самой длинной поэмы в мире, которая была написана около 300 года до нашей эры.
Хотя она была не очень популярна вплоть до 100 года до нашей эры. Около 200 года до нашей эры возник второй литературный памятник на санскрите, это был эпос, Рамаяна, который, вероятно, люди приняли в своей окончательной форме четыре столетия спустя. Оба эпоса включали в себя материалы из дошедшего до нас фольклора.
Примерно в третьем веке до нашей эры появилось произведение Трипитака, это был буддийский канон на языке пали (близкий к санскриту), но документально это никак не зафиксировано. Это произведение вскоре стало наиболее влиятельным литературным памятником в восточной половине Азии и остается по сегодняшний день, особенно в китайских и японских переводах.
В ту эпоху образ социальной структуры Индии оформлен двух книгах. В конце четвертого века были написаны такие произведения как Каутилья и Чанака, эти трактаты были заново открыты в 1909 году. Вскоре после этого появился сборник законов Ману (Ману-смрити).
Это трактат о религиозных правах и социальных обязательствах, которые подробно описаны обществом, возможно, утопическим, в котором находились четыре касты. Каждая варна имеет свой собственный род занятий, статус и религиозные обязанности. Эта книга продолжит осуществлять неизмеримое влияние на индийское общество в течение следующих двух тысяч лет, и модели поведения, которые описаны в этой книге будут основой индусского кастового общества.
Около 150 года нашей эры на юге Индии появилась Академия поэтов и философов, которая будет работать на протяжении десятилетий. Хотя история академии окутана тайной, она заложила основу для излияния средневековой поэзии на тамильском и дравидийском языках.
Некоторые из этих работ были сохранены, потому что имели много светской привлекательности, в том числе среди этих работ были известны работы первой индийской женщины-писательницы. Самый известный пример этой поэзии - Пуранануру, антология четырехсот стихов, восхваляющих тамильских правителей.
Не менее важным памятником литературы была книга Курал, это сборник моральных правил, собранных в третьем и четвертом веках нашей эры. Эту работу можно сравнить с Тамил Корана. Примерно в то же время в Индии случился расцвет санскритской драмы, особенно в северных районах Индии.
В четвертом или пятом веке жил величайший санскритский поэт Калидаса. Самые известные пьесы, которые вышли из этой эпохи – это поэма Шакунтала, написанная поэтом Калидаса, и еще сохранились комедии, написанные, возможно, им же.
Среди сравнительно небольшого числа памятников раннего периода литературы видное место занимают как канонические, так и собственно художественные произведения, связанные с сектой почитателей шивы.
Поэма «Кумарасамбхава» («Рождение Кумары»), написанная шиваитом Наннечодой (около 1080—1150 годов нашей эры) перекликается со знаменитой одноименной поэмой Калидасы и в целом соответствует нормам санскритского эпического жанра махакавья. Но все-таки это вполне оригинальное произведение, находящееся прежде всего в русле местной литературной традиции.
Начальный период развития литературы телугу завершается двумя переводами «Рамаяны». Один из них, выполненный в фольклорном размере двипада, представляет собой сочинение, адресованное простому народу, и весьма отличается и по содержанию, и по стилю от эпоса Вальмики.
Создан этот перевод во второй половине XIII века поэтом Буддхи Редди. Второй перевод, так называемая «Бхаскарова Рамаяна», принадлежит целой группе поэтов, отличается разностильностью и, несомненно, значительно больше первого ориентирован на нормы санскритской поэтики.
Основателем поэзии на языке урду считается Амир Хосров Дехлеви. Долгое время литература урду пребывала в тени персоязычной литературы, что было вызвано более низким социальным статусом языка — в могольском обществе урду соотносился с разговорной речью. В XVI-XVII веках. в княжествах Декана развивается литература на южном диалекте урду.
Развитие поэзии на урду на севере страны начинается в XVIII веке в творчестве поэтов делийской школы, среди которых выделялись Мир Таки Мир, Мирза Рафи Сауда, Мир Дард. Другими крупными центрами развития литературы урду являлись Лахор, Лакхнау и Хайдарабад. В XIX веке огромный импульс развитию литературы придало творчество Мирзы Галиба, возникают и развиваются прозаические жанры, появляются новые течения в поэзии.
Основатель современной литературы урду — Мухаммад Икбал, идеолог создания мусульманского государства на территории Индии. После деколонизации Британской Индии литература на урду развивается как в независимой Индии, так и в Пакистане. В начале пятнадцатого века два поэта привели бенгальскую литературу в свет: Чандидас и Видьяпати, они писали на санскрите, а также на бенгали.
Известный представитель средневековой ассамской литературы – Мадхав Кандали (14 или 15 века), или Кавирадж Кандали, что значит «царь поэтов». Был придворным поэтом и прославился мастерским переводом Рамаяны на ассамский язык, самым древним переводом поэмы на региональные языки.
В 15 или 16 веках творил поэт, философ и религиозный реформатов Шримантра Махапуруш Санкардев, автор Гимнов во славу Господа, популярных и в современной Индии, и других сочинений, основоположник новых для ассамской литературы жанров – баргит (божественное песнопение вроде псалмов) и анкит-нат (одноактная драма).
Региональные литературы на местных языках во второй половине 19 века возрождали старые традиционные жанры и одновременно усваивали западные литературные формы. Начали выходить газеты и журналы на индийских и английском языке.
Интеллектуальное и духовное пробуждение в середине 19 века обеспечило бенгальцам культурное и отчасти политическое лидерство в индийском национальном движении вплоть до 20 века и породило явление под названием Бенгальский ренессанс, подразумевающее расцвет искусства и литературы.
Одним из наиболее влиятельных писателей этого период был Чаттерджи (Бонкмчондро Чоттопадхай), чьи романы (Обитель радости, 1881) способствовали становлению национального сознания не только в Бенгалии, но и по всей Индии. Его песнь стала гимном движения за независимость, а после ее достижения считается таковым наряду с гимном «Душа народа», сочиненным Рабиндранатом Тагором. Тагор – автор романов, пьес и поэтических произведений, в 1913 году стал лауреатом Нобелевской премии.
Обретение Индией независимости в 1946 году, отделение Пакистана и решение центрального правительства реорганизовать штаты внутри Индийского союза на основе 14 главных региональных языков изменило всю социокультурную, в том числе и литературную ситуацию в Индии.
Появилась проза, темами которой стало трагическое для многих индийцев и пакистанцев разделение, тяжелое положение в Пенджабе и Бенгалии на границах стран. Политические события усилили интерес к английскому языку и словесности, к литературам других регионов, появились переводы с одного регионального языка на другой и на английский.
В 1954 году правительство Индии учредило Литературную академию для интеллектуальной и финансовой поддержки региональных литератур, включая исследование и публикацию фольклорного материала наряду с переводом основных произведений с одного регионального языка на другой.
Изобразительное искусство
Индия имеет множество визуальных искусств, проходящих назад более четырех тысяч лет. В начале картины не сохранились, но городская архитектура и небольшие скульптуры. Большинство из тысяч печатей, которые были найдены шедевры мага искусства, показывая на крупных животных на северо-западе Индии в миниатюре облегчением. Основные визуальные искусства возникли в контексте религиозного поклонения. Санскритские справочники до сих пор сохранились, там прописаны правила для производства индуистских религиозных статуй, храмов и картин.
Отличительные региональные стили храмовой архитектуры отличаются особенностью пейзажа и явно прослеживаются черты ислама, сикхизма, джайнизма, христианства и индуизма в каждой части страны. В индуистских храмах есть большое разнообразие изображений божеств, некоторые выполнены очень умело, вырезанные в камне, некоторые отлиты в бронзе или серебре, а некоторые сделаны из терракоты или дерева. Живопись была древнейшим достижением, хотя климат страны не способствует сохранности картин и фресок. Можно еще посмотреть произведения живописи второго и третьего века, настенные росписи и монументальные буддийские скульптуры в пещерах Аджанты (Мадхья-Прадеш).
Несмотря на исламские запреты на изображении человеческого лица, живопись и графика процветали при могольских императорах. Реалистичные портреты, исторические сцены и ботанические и зоологические изображения имели реалистичные линии и тонко подобранные цвета в течение этого периода. Живопись маслом восходит к тому времени, когда первые европейские портретисты начал работать в Индии.
Сегодня существует множество профессиональных графических художников, некоторые вдохновлены старыми индийскими традициям, а некоторые - современным абстрактным экспрессионизмом. Художественные школы, общественные выставки и журнальные киоски книг являются средством достижения внедрения их в общественность, в то время как религиозное покровительство практически испарилось.
Сценическое искусство
Индия имеет самое большое кинопроизводство в мире. В 1996 году вышло на экраны 683 художественных фильма, они были сертифицированы Советом цензоров. Хотя телевидение было внесено в народные массы, чтобы выровнять сельское население Индии в информативном смысле более двадцати лет назад, кино остается основной популярной формой изобразительного искусства.
В 1996 году Индия имела 12 623 кинотеатров с посещаемостью девяносто сто миллионов в неделю. Радио широко распространено среди населения, прежде всего, в качестве источника музыки, но не в качестве основного источника информации.