Гора Ама-Даблам — национальный символ Непала. Несмотря на малую для Гималаев высоту (6914 м), красота и характерная форма горы запоминаются всем проходящим мимо туристам и альпинистам. Ама-Даблам не входит в список сотни высочайших вершин, но с альпинистской точки зрения довольно сложна. Российской Федерацией альпинизма на гору классифицированы маршруты 5А, 6А.
Географическое положение, особенности рельефа, климат
Вершина с координатами 27°51′40″N, 86°51′40″E расположена в непальской провинции Кхумбу, включающей в себя юг Центральных Гималаев. Природные достопримечательности района охраняются сотрудниками непальского нацпарка «Сагарматха». Геологически гора сложена из осадочных и вулканических пород, образовавшихся при столкновении Индийской и Азиатской тектонических плит. У подножия вершины начинаются ледники Тцуро, Мингбо. Относительная высота пика немного превышает километр (1027 м) но подходы к подножию начинаются с высоты 4000 метров.
Местным жителям вершина известна давно, так как видна из ущелья, в котором расположены шерпские селения Дебоче, Пангбоче. Шерпы относятся к горе по-семейному. Даже название ее можно перевести как «бабушкин кошелек». На шерпском наречии кангпо «дабламом» называется нашейный кожаный мешочек для ценных вещей. «Амой» шерпы называют бабушку или пожилую мать.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Очертания вершины Ама-Даблам знакомы каждому непальцу. Характерный профиль горы изображен на ходовой банкноте в 1 рупию.
На карты вершина нанесена в XIX веке картографами английской экспедиции Э. Вога. Высоту горы, скорее всего, измерил индийский геодезист Р. Шикдар. Название Ама-Даблам на картах, в специальной литературе может варьироваться, как «Ама-Даблам», «Ама-Дабламу».
В предгорьях Ама-Даблам снеговая линия расположена на высоте 4100 метров, поэтому наблюдается только нивальный пояс. На нижних субальпийских лугах подходов после муссонов быстро вырастают и так же быстро выгорают цветковые травы. Отсутствует полоса тераев, на горных склонах растут редкие ксерофитные леса. Треккинговым туристам больше всего нравятся гималайские рододендроны, разрастающиеся до размеров небольшого деревца.
Для южного высокогорья Гималаев характерен засушливый климат. В шерпских селениях зимой редко бывают температуры ниже ноля. Летом средние температуры повышаются до +19°С. На шеститысячных высотах суточная разница температур достигает 50 градусов. Поэтому в зоне окончания ледников выживают только ласки, пищухи, гималайские сурки.
Альпинистское освоение района
Первые альпинисты появились возле Ама-Даблам в середине XX века. Мимо горы проходили все экспедиции, идущие к Джомолунгме. Но стремление к высочайшей горе не оставляло времени для восхождения на красивую вершину.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Новозеландец Э. Хиллари мечтал о восхождении на Ама-Дамблам, называя ее красавицей. Но к экспедиции, организованной им для восхождения на Ама-Даблам (1961 г.), первовосходитель на Сагарматху уже вышел из боевой формы.
В первой попытке (1958 г.) двойка экспедиции А. Грегори поднялась по гребню только до высоты «6100», не сумев дойти до вершинного бастиона. Более основательно подошли к делу участники экспедиции Э. Хиллари (1960—1961 гг.). У языка ледника был разбит базовый лагерь, в котором альпинисты провели всю зиму. Для восхождения была выбрана традиционная «гималайская» тактика, при которой альпинисты:
- постепенно акклиматизировались (поднимаясь на высоту, спускаясь в Пангбоче);
- обрабатывали маршрут, навешивая перила на проблемных участках;
- устанавливали промежуточные лагеря, поднимали в них продукты, снаряжение;
- выходили на зимние тренировочные восхождения на Лобуче, Айленд-Пик.
Такая подготовка обеспечила успех. На вершину взошла (13.03.1961 г.) международная четверка — М. Гилл, У. Романес (Новая Зеландия), Б. Бишоп (США), М. Уорд (Британия). На льду и скалах было провешено 500 метров веревочных перил, установлены лестницы через трещины, забиты десятки крючьев. Сейчас классическая «дорога» по юго-западному гребню стала простым маршрутом (5А по классификации РФА), по которому водят неподготовленных любителей.
Добраться до подножия горы, по гималайским меркам, не сложно. Большие альпинистские экспедиции летят до Намче-Базара, чтобы сократить время пути. Треккинговые группы после прилета в Луклу идут пешком, постепенно набирая форму и акклиматизируясь к высоте. Самый длинный маршрут начинается в Катманду. После переезда из столицы до Паплу, туристы за семь дней треккинга по тропе проходят перевалы:
- Траксинду Ла;
- Нунтала;
- Кхарикола;
- Бупса;
- Кхари Ла;
- Пайя;
- Чуток Ла;
- Шеплунг.
Сейчас классический путь на Ама-Даблам проходят десятки платных групп, сопровождаемых профессиональными гидами. Восхождение начинается из базового лагеря у языка ледника Тцуро.
Два дня пути по морене и скалам с провешенными перилами приводят туристов к первому промежуточному лагерю. Еще день подъема по перильным веревкам нужен, чтобы дойти до штурмового лагеря на скальном плече Ама-Даблам.
После раннего выхода восходители выходят на ледово-скальный гребень, по которому за 8–10 часов можно дойти до вершины.
Весь путь проходит по перилам, технически не сложен. Но и простым его назвать нельзя из-за высоты и физической усталости. На маршруте требуется внимательность и осторожность, чтобы не спустить камней, льда на нижних товарищей по восхождению.
Спуск до штурмового лагеря проводится по пути подъема, занимает полтора-два часа. Лучшим временем для подъема по «классике» гиды считают осень. В сентябре на маршруте меньше снега, хотя лед становится жестким.
Сложнейшие восхождения
Для прохождения маршрутов по центру стены, восточному, северному гребням альпинисты изменили тактику, отказавшись от больших экспедиций. Длина маршрутов (1500–2000 м) не требовала месячной обработки сложных участков. «Альпийская» тактика малых групп (двоек, троек, четверок) позволила не устанавливать заранее нескольких промежуточных лагерей, проходить весь маршрут за 6–10 дней. Из маршрутов, пройденных на Ама-Даблам, можно выделить:
- Подъем Северным гребнем (1979 г.). Французская команда Ф. Шо для подъема на гребень прошла крутой ледовый склон с участками отвесных скал. В последнем восхождении больших групп французам помогали шерпы.
- Северо-Восточное ребро (1981 г.). Четверка австралийцев (руководитель К. МакМахон) усложнила маршрут французов по Северному гребню, пройдя его за 5 дней.
- Группы Н. Юбер (1983 г.). Тройка швейцарцев поднялась на гору за 8 дней по восточному гребню. Спустившись на запад, альпинисты прошли траверс вершины. На многих участках крутизна льда, скал приближалась к 80 градусам.
- Северо-Восточная стена (1985 г.). Двойка американцев (К. Булер, М. Кеннеди) за 8 дней прошла ледовый маршрут в участками крутизной 90 градусов.
Свою лепту в усложнение маршрутов на гору внесли и российские восходители. Рекордное (для 1994 г.) восхождение сделала четверка В. Башкирова. По новому маршруту (контрфорс восточного гребня) на Ама-Даблам вместе с руководителем поднялись Д. Ботов, С. Богомолов, С. Голубцов.
Ключевыми моментами сложного пути стали:
- Прохождение контрфорса. Жесткий лед потребовал постоянного использования ледобуров. Контрфорс проходили 3 дня, вырубая во льду площадки для «сидячих» ночевок.
- Восточный гребень. Узкий ледово-скальный «нож» перемежается скальными жандармами. Для страховки приходилось спускаться на ледовые отвесы противоположной стороны. Для ночевок площадки под палатку вырубали во льду.
- Болезнь участника. С. Голубцов на подходах заразился непальским гепатитом, желтел, терял силы, не мог полноценно работать.
Для подъема русской четверке понадобилось восемь дней напряженной работы. Спуск (40 «дюльферов» — 1600 м) занял еще полтора дня, отобравших у восходителей последние силы.
Самый длинный, двухкилометровый маршрут (Северо-Западный гребень) с «шестерочным» лазанием по скалам прошла двойка Д. Картрайта и Р. Кросса. На маршрут (2000 г.), пройденный «альпийским» стилем, англичанам понадобилось десять дней напряженной работы.
Посмотреть больше видов Ама-Даблам вы можете на видео.
Трагедии в горах
За 60 лет восхождений на склонах горы погибли три десятка альпинистов и треккинговых туристов. Первая двойка британцев бесследно пропала на ледовых склонах при второй попытке восхождения (1959 г). Самой резонансной трагедией стал сход ледового обвала на штурмовой лагерь «6300», накрывший палатку с шестеркой восходителей (2006 г.). Склон над лагерной площадкой считался безопасным, лавины и обвалы проходили в километре от палаток. После фатального обвала группы стараются выйти на гору из лагеря «5800».
Из известных российских мастеров альпинизма на горе погибли томич О. Новицкий, В. Розов. Томский мастер умер по неизвестной причине (подозревают перенапряжение) на спуске с вершины. Лучший российский бейсджампер, В. Розов совершил рекордный прыжок с Чо-Ойю в костюме-крыле (2016 г.). Годом позже порыв ветра на Ама-Даблам разбил парашютиста о ледник.
Для Непала национальной трагедией стала катастрофа на склонах Ама-Даблам спасательного вертолета. За штурвалом машины, которая загорелась и врезалась в ледник, сидел любимец непальцев С. Баснят. Вертолетчик прославился, сняв с высоты 7000 метров тройку испанцев (2010 г). Этот вылет для помощи двойке восходителей на Ама-Даблам стал для пилота последним. Вместе с пилотом погиб бортмеханик.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Недавно (2017 г.) прошла премьера фильма знаменитого Р. Месснера. В ленте «Ама Даблам — святая гора» выдающийся альпинист рассказывает о своем восхождении, которое было прервано, чтобы спасти тройку восходителей (в ней был и сын Хиллари, Питер).
Перспективы горного района
Район Ама-Даблам остается привлекательным для альпинистов-мастеров, прокладывающих новые маршруты на вершину. Пути максимальной сложности на горе еще не пройдены. Транспортная доступность района привлекает под Ама-Даблам десятки тысяч туристов треккинговых маршрутов.
Походы в район красивейшей вершины планируют и российские туристы-горники. В ущелье нет пройденных перевалов. То, что новые перевалы не классифицированы, только стимулирует любителей горного туризма.
По предварительной оценке, перевал с трудными подходами, огромным бергшрундом, неисследованным спуском может получить категорию 3А.
Несколько российских турфирм и свободные гиды предлагают восхождения по «классике» любителям гор с минимальной подготовкой. В программу такого тура (20, 25 дней) входят:
- перелет в Луклу (сокращает время подходов);
- двухдневный треккинг до Намче-Базара (с ночлегом в поселке Пхакдинг);
- однодневный переход до Дебоче, акклиматизационный выход к базовому лагерю;
- переход с рюкзаками до базового легеря «4500»;
- акклиматизационные дни, тренировочные выходы;
- спуск в селение для отдыха (2-3 дня);
- постепенный подъем в лагеря «4500», «5700», «6000», «6300»;
- подъем на вершину (с ранним выходом и спуском в штурмовой лагерь «6300»);
- три дня для спуска в Дебоче, Луклу.
ЭТО ИНТЕРЕСНО. Профессиональные гиды, сопровождающие новичков, могут только рекомендовать отказаться от восхождения. Запретить подъем самоуверенным любителям они не могут. Поэтому при планировании путешествия в Непал надежнее турфирмы, включающие в программу тренировочные восхождения на горы России, Таджикистана.
На треккинговых маршрутах под Эверест туристы всегда останавливаются, чтобы полюбоваться вершиной.
Главной исторической достопримечательностью Непала на треккинговых маршрутах для туристов становится монастырь Тенгбоче. Буддистский монастырь со столетней историей был дважды разрушен и восстановлен. В монастыре туристы могут полюбоваться фресками, буддистскими статуями, увидеть старинные рукописи, познакомиться с буддистскими обрядами.