Голендры — этническая группа немцев. Являются потомками переселенцев из Волыни и бассейна Западного Буга. Раньше голендрами называли колонистов-переселенцев из Голландии, Северной Германии, Фрисландии. Эти люди в 16 веке были вынуждены осваиваться на заболоченных местностях польского побережья Балтийского моря, в долинах рек Ногат и Висла. Со временем к ним присоединились польские колонисты, термин голендры стали применять для обозначения социальной прослойки крестьянства.
С 17 по 18 века поселения голендров образовались на территории Волыни и Западного Буга, их стали называть бужскими голендрами. Когда в 1795 году произошел третий раздел Польши, эта территория вошла в состав Российской империи. Во время Столыпинской реформы в 1911-1913 годах часть бужских голендров переселилась в Сибирь, обосновалась в Иркутской губернии на Пихтинском переселенческом участке. В официальных документах были указаны как украинцы, немцы. До 1920-х годов проживающие в Сибири голендры поддерживали связь со своими единоплеменниками, проживающими на Буге, чья основная часть мигрировала в 1940 годах в Германию. Большинство сибирских голендров в 1942 году было призвано в трудовую армию как «лица немецкой национальности». Проживающие в Сибири представители народности не считают себя немцами, в отличие от тех, кто живет на территории Германии. Они называют себя «пихтинскими», «нашими».
Голендры — удивительный народ, который представляет собой сложную структуру. У них немецкие и польские имена, фамилии, говорят они на украинско-белорусском наречии, чтут схожие с голландскими традиции, молятся по-польски. Раз в два года в Пихтинск приезжает немецкая делегация, навещают родных, друзей. В селах, где живет народность, открыт музей голендров.
Где живут
Голендры живут в селах Среднепихтинск, Пихтинск, в Иркутской области, а именно в населенном пункте Дагник, который входит в Заларинский район. На местном языке селения называют Дахны, Замустече, Новына. Часть голендров живет в Сибири, Германии, Польше, США, Канаде.
Численность
В Пихтинске проживет около 300 представителей народности, в Иркутской области их гораздо больше — до 2 000 человек.
Название
Этноним «голендры», по одной из версий, произошел от польского слова голландец. Самоназвания народа — олендры, пихтинские голендры, пихтинцы.
Язык
Говорят на русском языке с польским акцентом, в речи присутствует много украинизмов. Знают польский язык, на котором поют и молятся. Но этот язык архаичный, язык книг, написанных в 17-18 веках. Современный польский народ их не понимает. Фонетика польского языка голендров очень своеобразная. Многие из молодого поколения, проживающие в смешанных семьях, хорошо владеют чистым русским языком. Народ жил среди украинцев и научился говорить «по-хохлацки».
Религия
Когда голендры пришли на территорию России, в Сибирь, они исповедовали лютеранство. Пожилые самостоятельно проводят службы на польском с использованием старых лютеранских книг (ксёнжки). Собираются в одном доме, поют религиозные песни, читают молитвы. Из Иркутска раньше приезжал лютеранский пастор, проводил службу. С 1950-х годов в местах поселения голендров начали действовать свидетели Иеговы, пятидесятники. Сегодня народ знает только православный календарь, своего у них нет. Праздники отмечают по православному календарю.
Еда
У народа по сей день сохраняются традиционные рецепты польской кухни, готовят вареные драники (картофлянки), маленькие жареные картофельные драники (фушер), висильный борщ, крупнёки. Делают домашнюю колбасу, шпик, соленья. Из спиртных напитков готовят домашнюю горилку. Традиционное блюдо народа — вареники, делают их с самыми разными начинками, самые популярные:
- черемуха
- творог
- картошка
- черника
На Рождество обязательно готовят яичницу с колбасой. Хорошей хозяйкой у голендров считается та, которая хранит дома осеннюю колбасу собственного производства. Кровяная колбаса должна сохраниться до Троицы.
Раньше обязательными на свадебном столе были следующие продукты и блюда:
- масло
- холодец
- борщ
- пшенная каша на молоке
- пирожки
Внешность
До сегодняшнего дня у народа сохранился традиционный костюм. У женщин он состоит из белой блузы с кружевным воротником, манжетами, длинная четырехклинная юбка, сзади собрана на резинке, с длинным шлейфом. Обязательным дополнением к костюму является фартук с тремя лентами, голубого, красного, зеленого цветов. Замужние обязательно должны носить головной платок, по праздникам надевают чепец, который выполнен в виде широкой полоски из кружевной ткани, по краям обшитой мелким кружевом, собранным в рюши. Повязывают чепец под подбородком. В такой одежде и сегодня женщины ходят на праздники, в ней хоронят, особенно пожилых.
Жизнь
Голендры занимаются ремеслами, распространено ткачество, плетение, изготавливают различные ковры, разноцветные полотна, распространено плетение корзин. Магазинов в селах, где живет народ, нет, все необходимое голендры выращивают и производят сами, в домашних условиях. За продуктами, такими как сахар, мука, соль и прочими, которые своими руками сделать нельзя, отправляются в поселок городского типа Залари. В каждом хозяйстве есть огород, держат домашнюю птицу, свиней, коров, одну или двух лошадей.
Раньше проживающие в Сибири голендры придерживались эндогамных браков, но после 1950-х годов стали распространяться смешанные. Живут большими семьями, в каждой минимум 4 ребенка. В течение недели, кроме Воскресенья, все трудятся.
Жилище
Живут в срубных вытянутых домах без подклета. Крыша двускатная, высокая, с приземистым срубом, который установлен прямо на земле. В жилой части дома стены белят с наружной и внутренней стороны. Так дерево меньше портится, изба выглядит аккуратной. Для побелки изнутри в известь добавляют синьку. Жилище объединено с кладовыми, сеновалом, ориентировано по сторонам света. В жилой части ставят печку «группку». Сразу из жилой части можно попасть в стайку — помещение, где держат скот. Из него ведет другой вход в ток, где хранится сено. Раньше в домах продукты хранили в специальных бочках. В быту есть различные бытовые предметы: прялка, ткацкий станок. Веники изготавливают до сих пор самодельные, для этого в огороде выращивают специальную траву.
Традиции
Празднично отмечают встречу солдат из армии. Готовят вкусные угощения, накрывают стол, за которым собираются родственники. У голендров есть православные праздники. На Пасху красят яйца, на Троицу посещают кладбище, украшают березку, вносят ее в дом. Любимый народный праздник — День Вареников. Есть в Среднем Пихтинске красивая поляна, расположенная на берегу реки, здесь в этот праздник все собираются и устраивают фестиваль. Готовят вареники с разными начинками, пожеланиями счастья, здоровья, удачи. Все едят, общаются, потом выбирают победителя, который приготовил самые вкусные вареники. Разводят костер и расходятся только тогда, когда он догорит.
Отмечают Рождество, в этот день до обеда молятся, поют религиозные песни, потом ходят в гости к родственникам. На Благовещенье собираются, тоже проводят чтение молитв и поют. Еще отмечают день Ивана Купалы, Петров день, Ильин день, Михайлов день. В Петров день человеку с таким именем обязательно повязывают ленту: женатому — по правую сторону, холостому — по левую. Лента красивая и длинная, до 2,5 метров. Завязывают ее на бант выше локтя. Так мужчины должны ходить весь день. Обязательно приходят гости, отмечают праздник, жене тоже повязывают бант, так как она считается Петровой, Петрыхой. На Иванов день ленту повязывают Иванам и их женам. Виновников торжества принято трясти, качать, наклонять вниз головой.
Особое отношение у народа к хлебу, если его уронят на пол, поднимают и целуют. Всегда держат закрытым, накрывают чистым полотенцем. Хлеб всегда режет только глава семьи. По традиции принято варить по Воскресеньям вареники с разными начинками.
Интересно проходит у народа свадебный обряд. Обязательны на свадьбе сваты, от которых зависит все торжество. Голендры говорят: какой будет сват, такая будет и свадьба. Сватам закрепляют на боку платок, сложенный по диагонали вчетверо в виде треугольника. В руках они держат свадебные бичи, около метра длиной, которые символизируют, что сваты руководят свадьбой. Всем гостям на одежду крепят цветок с ленточкой, не женатым — на левую сторону, женатым — на правую. За невестой едут с хлебом, испеченным в доме жениха. Везет его отец жениха, хлеб обязательно накрывают разноцветной красивой тканью (убруском). Он передает его отцу невесты, жених берет избранницу под руку и выводит из дома, рядом идут сваты.
Первый день торжества гуляют в доме невесты, она ходит в венке, сидит за столом по левую сторону от жениха, между ними расположен угол стола. На второй день перед снятием венка танцуют паненский танец, прощальный танец для молодых, в котором могут участвовать только неженатые. Гости спрашивают разрешения снять венок с невесты, после надевают чепец, на жениха — шапку, все кричат о невесте и женихе «наш, наша!». Молодожены танцуют с женатыми гостями, после их сажают на две подушки, поют свадебные обрядовые песни. На второй день невеста уже сидит рядом с женихом по правую сторону, им на колени кладут тарелки с белыми салфетками. Проводится обряд преподношения, молодым дарят подарки, деньги, под возгласы гостей «на шапку», «на чепец». Первыми деньги на тарелки кладут сваты, потом все гости. Сваты считают и сообщают всем, у кого больше денег собрано, кто дороже, невеста или жених. На третий день свадьбы проводится традиция — трясти тех, кто на свадьбе был сватами первый раз. Последнее время трясут всех, кто впервые пришел на свадьбу голендров. Невесте обязательно готовится приданое, которое состоит из пуховых подушек, красивых наволочек, украшенных цветным вышитым рисунком.