Эрзя — один из этносов мордовского народа, сложившийся в середине первого тысячелетия нашей эры. Считается, что Нижний Новгород основан на месте древнего эрзянского поселения, а название Рязани произошло от искаженного эрзянского слова «эриця», означающего «житель». В традиционных верованиях народа сплелись как языческие, так и христианские традиции, почитание духов предков и священных деревьев. Древний пантеон изобилует богами женского пола. Считается, что раньше в среде эрзя существовал матриархат, впоследствии сменившийся «поясом стыдливости» и плачами невесты перед вступлением в брак.
Название
По одной из версий, этноним «эрзя» произошел от древнеиранского слова «аршан», что значит «человек». Имеются лексические заимствования из иранского и в языке. Возможные иранские корни народа прослеживаются в ряде обрядов и верований, сходных с зороастрийскими традициями. Общим выступает почитание собаки, считавшейся благим животным, избрание на роль временных жрецов, исполняющих религиозные обряды, почитаемых старцев из числа односельчан.
Схожие мотивы встречаются в похоронных обрядах. Обмывать тело покойного у эрзя могли лишь пожилые люди, в зороастрийской вере — особые «служители смерти». Причина заключалась в боязни «заразиться» от покойника смертью. По той же причине сжигали оставшиеся от гроба щепы, посуду для обмывания, предметы одежды усопшего. Огонь — главная сакральная стихия зороастрийцев — играл очищающую роль и у эрзян. Помимо сжигания предметов, костер разводили во время поминок, чтобы защититься от мира мертвых.
Первые достоверные упоминания о народности относятся к XIV столетию: иранский ученый Рашид ад-Дин писал об «арджанах», под которыми подразумевал народ эрзя. В 1549 году ногайский князь Юсуф в отправленной в Москву грамоте писал о народе «рзянь». Термин возник от искаженного эрзянского слова «эриця», означающего «житель», впоследствии подарив название городу Рязань.
Где живут, численность
В древности земли эрзян простирались от современных территорий Рязани до Васильсурска, расположенного на границе Нижегородской области и Марий Эл. Под давлением надвигающихся славянских племен народ был вынужден отступать на восток, уходя в сторону нынешнего города Арзамаса. В XIII столетии, в отличие от покорившихся Золотой Орде мокшан, эрзя отступили на север, укрывшись в густых лесах.
Столетие спустя земли народа попали под влияние Нижегородско-Суздальского великого княжества, что заставило часть этноса вновь покинуть освоенные территории. К XVII столетию крупные эрзянские диаспоры существовали на Урале, в Южном Приуралье и Заволжье. Большая часть представителей народа, сформировавшая впоследствии дошедшую до нас самобытную культуру, осталась в историческом регионе проживания.
В зоны современного расселения эрзян входят:
- восточная зона расселения — районы на востоке Мордовии, Алатырский, Ибресинский, Порецкий районы Чувашии;
- северо-восточная зона расселения — Городищенский, Пензенский, Сосновоборский, Никольский районы Пензенской области;
- северная зона расселения — Большеигнатовский район Мордовии, Гагинский, Лукояновский, Пильнинский Сергачский, Шатковский районы Нижегородской области;
- западная зона расселения — группа эрзи под названием шокша, проживающая в Теньгушевском, Торбеевском районах на западе Мордовии.
Значительное число представителей народности живет за пределами Мордовии:
- в Исаклинском, Похвистневском, Клявлинском, Шенталинском, Кошкинском районах Самарской области;
- в поселке Мисково Костромской области;
- в Бугурусланском, Абдулинском, Северном, Пономарёвском районах Оренбургской области;
- во Владимирской области;
- в Ивановской области;
- в Рязанской области;
- в Ульяновской области;
- в Алтайском крае;
- в Саратовской области;
- в Свердловской области;
- в Тамбовской области;
- в Татарстане.
По информации переписи 2010 года, численность эрзян составляет 57 008 человек. Сложность точного отражения данных о численности усложняется тем, что многие представители этноса указывают национальность «мордва». Перепись 2010 года показала численность мордвы в 744 237 человек, из них к народу мокша себя отнесли лишь 4767 человек.
Язык
Эрзянский язык относится к числу финно-угорских, мордовской подгруппе. Выступает одним из трех официальных языков Мордовии, основным для использования в печати и СМИ. Представители народности в большинстве двуязычные: владеют русским и национальным языками. Точных данных о количестве носителей нет, по информации справочника языков, эрзянским владеют 36 700 человек в России и 119 330 человек в мире.
Языки эрзя и мокша похожи, однако нужно упомянуть, что они имеют серьезные лексические и грамматические различия. Поскольку историки не пришли к единому мнению относительно вопроса происхождения мордовских народов, за основную взяли теорию существования в древности единого мордовского языка, впоследствии разделившегося на две родственные группы.
История
Проведенные археологические раскопки и исторические изыскания не позволяют ученым дать однозначного ответа относительно происхождения эрзя. Существует несколько обсуждаемых версий:
- В древности существовала единая общемордовская народность, разделившаяся на эрзя и мокша в конце или середине первого тысячелетия нашей эры.
- Эрзя и мокша жили и развивались вблизи друг друга, однако изначально были разделены, не имели единой общей для мордвы культуры. Сходства в традициях, верованиях, языке объясняются тесным соседством.
- Базис культур мокша и эрзя в древности был заложен отдельно друг от друга. В период VI-VII столетий, из-за объединения территорий или по каким-либо другим причинам начала формироваться единая мордовская культура. В раннем Средневековье она стала распадаться, вновь трансформировавшись в эрзянскую и мокшанскую.
- Одна из последних гипотез говорит, что в III-V столетиях существовала древнемордовская единая общность. Не ранее VI-VII веков она стала распадаться на мокшу и эрзю. Окончательное завершение процесса формирования национальной самоидентификации народов приходится на начало второго тысячелетия.
Генетические исследования представителей народностей эрзя и мокша показали удивительные результаты: наряду с общими признаками, значительная часть набора генов различается. Так, мокша имеют родственные связи исключительно с народами, населявшими регион Средней Волги. У эрзя генетическая база более широкая, включающая связи с:
- поляками
- белорусами
- словаками
- русскими Южной и Центральной России
- популяциями Востока Германии.
Внешность
Эрзяне глобально относятся к европеоидной расе, беломоро-балтийскому типу, тогда как мокша — к уральской расе, субуральскому подтипу. От мокшан эрзяне отличаются более высоким ростом, европеоидными чертами внешности, преобладанием светлых оттенков волос и глаз.
К другим характерным признакам относят:
- светлую пигментацию кожи;
- прямые волосы;
- короткий нос среднего размера;
- переносье средней высоты;
- слабый рост растительности на лице.
Мужчины оставляли волосы средней длины или стриглись коротко. Женщины заплетали волосы в косы. В некоторых селениях до свадьбы полагалось носить одну косу, после — заплетать в две, но прятать их под головными уборами. Часть источников свидетельствует, что у молодых девушек была традиция носить много кос. Существовал обряд плетения двадцати пяти косичек невесте на свадьбу: их оплетали вокруг передней части головы, формируя прическу. После покрывали традиционным высоким головным убором. На концы кос крепили шерстяные нити, украшения, использовали хитроумные и изысканно украшенные накосники, спускавшиеся практически до пола.
Одежда
Традиционный мужской костюм эрзя отличался простотой: просторные штаны и рубаха из домотканой материи. Подпоясывались кушаком, преимущественно красного оттенка. Летом носили халат распашного типа, зимой — выделанные из овчины шубы, в межсезонье — сшитый из сукна чапан. На голову надевали высокие валяные шапки с короткими полями, для работы в поле носили колпаки из холстины, для зимы шили покрытые сукном шапки-ушанки.
Женский традиционный костюм эрзя считался вершиной материальной культуры народа, сочетая в себе изысканные узоры, богатый декоративный комплекс, следование обрядам, а также народному символизму. Базу костюма составляла длинная, почти до пола, рубаха из белого сукна. Шилась она из двух кусков материи, перекинутых пополам: в месте сгиба делали горловину, края сшивали не до конца, оставляя разрезы для удобства ходьбы. Ворота у рубахи не было: его заменял треугольной формы разрез, скреплявшийся фибулой — пряжкой овальной формы из толстой проволоки с булавкой.
Рубаху богато украшали вышивкой, в которой преобладали геометрические орнаменты. Наносились узоры по подолу, рукавам, вороту, переднему шву, продольными полосами по груди и спине. Именно декор делает национальный эрзянский женский костюм уникальным выражением самобытности и богатой культуры народа. Так, обязательным элементом был пулай, или, как его еще называли, «пояс стыдливости» — поясное украшение, повязывающееся на бедра и доходящее до середины бедра или колен. Деталь имела важное значение: указывала на женщин детородного возраста, поэтому носить ее начинали с 13-14 лет и до глубокой старости.
Пояс мог кроиться с вставным валиком или без него, представлял собой треугольный, прямоугольный или трапециевидный кусок ткани с зашитым внутрь войлоком или картоном. Богато украшался вышивкой, монетами, каури, позументом, бусами, к низу прикреплялись шерстяные нитки, полоски ткани, кисти, подвески с бубенцами, раковинами каури, пуговицами, металлическими бляхами. Чем лучше был украшен пояс, тем богаче считалась семья женщины, поэтому вес праздничных вариантов аксессуара доходил до 6-8 килограммов. Не снимали пулай и в повседневной жизни: делали облегченным и, не снимая, выполняли тяжелые хозяйственные, полевые работы.
Интерес представляют головные уборы эрзянок, отличающиеся большим разнообразием:
- Девочки и незамужние женщины носили очелье — обруч или повязку вокруг головы, подобную той, что в XX столетии распространилась у хиппи. Очелье делали из ткани, луба или картона, обтянутых тканью. Украшали аксессуар вышивкой, позументом, бисером, дополнительно использовали височные украшения. В праздники носили пехтим — очелье, богато украшенное монетами, раковинами каури, бумажными цветами, бисерной бахромой, бубенчиками.
- Замужним женщинам полагалось скрывать волосы, для чего существовал комплекс головных уборов, использовавшихся на разных территориях. Наиболее аутентичный вариант — паго, что в переводе с эрзянского означает «гриб». Название вызвано необычной формой головного убора: на вытянутую кверху или похожую на лопату высокую основу из луба натягивали красную ткань. Получившуюся заготовку богато украшали поперечными рядами вышивки, медными цепочками. Из задней части паго выпускали кусок ткани, спускающийся на спину.
- Сложную по крою, но широко распространенную в центральных и южных районах России сороку носили замужние женщины. Головной убор имел сплюснутую форму и выпущенный сзади широкий «хвост», лежащий на спине. Эрзянки украшали спинную деталь и переднюю часть сороки бусами, серебром, красными шерстяными нитками, цепочками.
В XIX столетии распространение получили передники, скроенные с нагрудником или без него. Предмет одежды богато украшали в эрзянском стиле орнаментами и разнообразными подвесками. Не обходился костюм, даже повседневный, без многочисленных нагрудных украшений: нескольких рядов бус, подвесок, нитей бисера.
Религия
Несмотря на христианизацию, прошедшую после установления в регионе влияния Руси, у эрзя долгое время сохранялись различные языческие верования, пережитки которых дошли до наших дней. Народ верил в существование единого бога Инешкипаза — создателя всего сущего. Он существовал в верхнем, небесном мире, управлял жизнью людей, созданных им богов и духов, обитавших в мире среднем. В нижнем, подземном мире, обитали духи предков.
Связь между мирами в материальной среде выражалась в виде дерева, затрагивающего корнями, стволом и кроной все уровни вселенной. Эрзяне бережно относились к природе, почитали деревья и покровительницу природы, мать леса Вирьаву. До сих пор представители пожилого поколения, заходя в лес, здороваются с его хозяйкой, обращаясь с приветствиями к березам. В сельской местности сохранилась традиция перед смертью прийти в лес и попросить у него прощения за все сломанные деревья. Если своим ходом добраться туда не получается — просят родственников донести.
В священных рощах устраивались моления, проводил которые выбираемый из числа старейшин уважаемый человек. После благодарения природы и просьб о благополучии селения совершалось жертвоприношение. В роли священного животного чаще всего выступала корова. Язык и филейную часть — самые лакомые куски туши— бросали в костер: совершали обряд кормления огня. Остальное мясо варили в огромных котлах, после чего ели на месте, разделив со всеми пришедшими. Женщины на моления приносили из дома яичницу — символ плодородия.
Упоминание об эрзянском культе деревьев встречается в стихотворении Варлама Шаламова:
Жить вместе с деревом, как Эрзя,
И сердце видеть в сердцевине.
Из тысяч сучьев, тысяч версий
Найти строенья план единый.
Традиции
Свадебные традиции эрзя представляют сложный комплекс обрядов, распределяющихся по трем циклам:
- Предсвадебный.
- Свадебный.
- Послесвадебный.
Наиболее объемным был предсвадебный комплекс, начинавшийся со сватовства. Невесту выбирала сторона жениха, смотря на благосостояние семьи, крепость рода и здоровье предполагаемой супруги. К дому подходящей кандидатуры поздно вечером направляли сватов из числа мужчин со стороны жениха. С собой брали краюху хлеба, где вместо мякиша был мед: ее ставили на воротах дома невесты. После били кнутом в окно, кричали о цели визита и пускались наутек. Родные невесты должны были отправиться в погоню: если догнали, сватовство считалось неудачным, настигли сватов на пороге их дома — вступали в переговоры.
Следующий этап назывался лядмо и заключался в обсуждении размера приданого и деталей будущей свадьбы. Обычно приданое включало комплект одежды, постельное белье и по одной матке каждого животного, имевшегося в родительском доме. Согласие отмечали обрядом чиямо, или, как действо называли у русских народов, окончательным пропоем: шумной вечеринкой, на которой родственники с обеих сторон знакомились друг с другом.
Через некоторое время проводился путома — обряд назначения даты свадьбы, в котором участвовало несколько родственников с обеих сторон. После этого невесте запрещалось посещать гулянья и праздники, без спроса выходить из дома. Означал он и начало плача: оставшееся до свадебного торжества время девушка проводила в слезах и причитаниях по ушедшей молодости, свободе, беззаботности. Горевала, что приходится покидать отчий дом, в песнях-плачах обвиняла родителей, что те ее предали продали в рабство.
Продолжались слезы и во время других предсвадебных обрядов: во время мытья в бане с подружками и заплетания кос, укладывания сундука с приданым. Последний обряд был одним из важнейших в традиции эрзя. Сундук для приданого из липы делал отец жениха, перед перенесением в дом невесты его окуривали хвойными палочками или свечами, посыпали солью. На дно помещали предметы, символизирующие сытую жизнь и богатство: монеты, хлеб, кашу, ложку, чашку. После в сундук начинали укладывать приданое, перечисляя название каждого предмета одежды и его назначение: напоминали невесте о том, что ее ждет в замужней жизни.
Известные эрзя
Одной из самых знаменитых представительниц народа является Наталья Водянова, имеющая эрзянские корни. Супермодель с мировым именем родилась в Нижнем Новгороде и с 16 лет начала покорение модных подиумов. Сегодня Наталья — мать пятерых детей, модель, актриса и филантроп, основатель известного в России общественного фонда помощи детям «Обнаженные сердца».
Эрзянские корни по материнской линии имеет и знаменитая советская певица Лидия Русланова. С двадцатых годов прошлого столетия певица имела необыкновенный успех, выпускала пластинки и гастролировала. Во время Великой Отечественной войны дала порядка 1 200 концертов, выступала перед бойцами Красной Армии у рейхстага в 1945 году. В связи с подозрением участия в заговоре Русланову отправили в лагерь, а песни ее запретили. Несмотря на это, из памяти народа никогда не сотрется легендарная песня «Валенки», которой подарила жизнь Лидия Русланова.