Дигорцы считаются субэтносом осетинского народа. Их численность совсем невелика и с каждым годом, к сожалению, только убывает. Дигорцев по праву можно занести в Красную книгу народов, если бы такая существовала на самом деле. На примере истории и жизни видно, что дигорцы являются уникальными людьми.
История
Впервые о дигорцах упоминается в «Армянской географии» (Ашхарацуйц) в 7 веке. Тогда их называли ашдигор. Дигорцы были племенами, которые столкнулись с нашествием монголов, что вынуждало их регулярно менять место жительства. В конце концов они осели на западе Северной Осетии, а часть переселилась в Кабардино-Балкарию. Территорию их проживания принято называть Дигорией.
Язык
Дигорцы владеют иронским диалектом, на который подразделяется осетинский язык. Также они имеют собственный дигорский диалект, отличающийся архаичными чертами. Дигорская письменность появилась практически одновременно с осетинским письмом. С течением времени дигорский стал утрачивать свою значимость, уступая осетинскому литературному языку. С установлением власти Советского Союза дигорский не исчез, на нем выпускали учебники и различные издания. Но по ряду причин власть Советского Союза посчитала алфавит дигорцев носящим контрреволюционный характер. Репрессии в отношении интеллигенции привели к снижению распространенности дигорского диалекта. Сейчас он мало кому известен.
Религия
Дигорцы в большей степени являются приверженцами ислама, однако часть жителей Дигорского района относит себя к христианам.
До сих пор сохраняются традиционные верования, причем пантеон богов у дигорцев является довольно сложным. Разобраться в нем не представляется возможным из-за утраты большинства писаний. Сейчас известно, что дигорцы чтят бога Алаурди, в честь которого даже устраивают праздник, призванный задобрить божество. Богу приносят жертвы — чаще всего хлеб. Алаурди считается злым богом, способным насылать на человека болезни. Как правило, это оспа.
Версия о происхождении имени бога тесно связана с христианскими верованиями. Христианство пришло к осетинам в Средневековье и особую роль играло в местности под названием Алаверди, что находится в Грузии. Некоторые дигорцы связывают бога Алаурди со святым Иоанном Крестителем, в честь которого возведен храм и памятник на территории Грузии. Парадокс заключается в том, что святой Иоанн Креститель прославился как спаситель, а бога Алаурди всегда изображали в виде чудовища.
Алаурди боятся очень сильно, поэтому праздник, посвященный божеству, начинают с приготовления хлеба, которым занимаются женщины. Помимо хлеба, готовятся сырные пироги. Ритуальная пища преподносится не только богу, но и подается на стол для всеобщей трапезы.
Жизнь
Больше всего жизнь современных дигорцев напоминает будни сельских жителей. Однако среди дигорцев есть немало тех людей, которые призывают молодежь к сохранению самобытности. В первую очередь, старшее поколение старается напоминать о важности дигорского языка, подчеркивая, что дигорский является именно языком, а не диалектом. Запрет, введенный Советской властью, привел к распространению иронского, однако сохранились тексты, которые написаны именно на дигорском. Представители старшего поколения считают, что все молодые должны знать дигорский и читать древние тексты, как это делают они, и делали их предки.
Женщины обычно работают на кухне, а мужчины занимаются двором.
Традиции
В традициях дигорцев прослеживается влияние древних верований. Праздник защиты детей целиком направлен на задабривание Алаурди. В этот день принято поднимать стаканы с молоком и произносить тост-прошение, адресованный божеству. Дигорские мужчины просят не показывать Алаурди свое лицо их детям. Ребенку нужно немного пригубить молока и откусить кусок ритуального пирога.
Если семья имеет достаток, им надлежит принести в жертву какое-нибудь животное. Обычно это баран или бык. Перед тем, как принести в жертву барана, ему нужно прижечь шерсть на лбу, чтобы священный дым дошел до Алаурди. К концу дня женщины и дети отправляются в священные рощи, где они ходят вокруг деревьев с ритуальными пирогами.
Отношения у дигорцев к традиции празднования Дня защиты детей довольно своеобразное. Оно воспринимается как пережиток язычества, однако влияние христианства не мешает дигорцам не забывать древних обычаев. Здесь уместно упомянуть Масленицу, которая празднуется многими приверженцами православия.
Помимо молока и пирогов, Алаурди подносят ленточки, которое навязывают на ветви священного дерева.
Главной фигурой в христианских верованиях дигорцев считается Святой Георгий. Его изображения можно видеть в Дигории буквально повсюду. Каждого путника, который собирается отправиться в горы, непременно благословляют и просят Святого Георгия, чтобы он указал ему путь в густых туманах, стоящих в горах.
Не менее важна традиция почитания великой Наны (матери). Легенда о ней гласит, что когда войска Тамерлана пришли в Дигорию, им было оказано жестокое сопротивление. Первыми тамерланских воинов встретили девушки, празднично одетые и исполняющие музыку. Воины решили взять их в плен, спешились с лошадей и собирались взять силой, но девушки оказались невероятно воинственными. У каждой был заготовлен лук и стрелы, которыми они расстреляли нападавших. Узнав об этом, Тамерлан повелел уничтожать дигорцев и аланов (начиная с колыбели и заканчивая стариками). Это привело к практически полному истреблению дигорского народа, многие дети остались сиротами. Великая Нана собирала всех их в пещере. У легенды есть подтверждение, хотя и оспариваемое историками. В горах Дигории существует пещера, где обнаружено множество черепов баранов и скелетов разных животных, а также самодельные скамейки. Дигорцы считают, что именно отсюда пошел их народ, что все они — дети великой Наны.
Еда
Кухня дигорцев практически полностью схожа с кухней аланов. Основным блюдом всегда является мясо, которое готовят в казане. К нему добавляют острый соус, основанный на сметане. Это блюдо является первым, а на второе пекут пироги, начинка которых может быть сделана из сыра или опять же из мяса.
Дигорцы любят шашлыки, которые они запивают пивом или молоком. Начинкой к пирогу могут служить:
- тыква
- черемша
- сыр
- капуста.
Обычно пироги делают из дрожжевого теста. Наиболее популярный пирог — фыдчин. Его обязательно подают на праздники. Пиво у осетинов необычное, но оно сумело завоевать признание на всем Северном Кавказе. Произошло это благодаря особой рецептуре, а также традициям пивоварения, которым насчитывается много столетий.
Внешность
Одежда
Одежду у дигорцев, как и у осетинов, шьют женщины. В мужском костюме используются шаровары, папаха, пояс рон, бешмет и черкеска. Верхней одеждой служила бурка или шуба. Штаны всегда заправляли в носки, чтобы удобнее было надеть сапоги и защитить таким образом ноги от холода.
- Бешмет представляет собой некое подобие рубашки со стоячим воротником. Черкеску делали из сукна, которое изготавливали из козьего пуха. Реже использовалась шерсть верблюда.
- Именно на черкеске закрепляли пояс с кинжалом, который украшали серебром.
- Бурка похожа на накидку, скрывающую тело от плечей и до пят. Бурка выполняла роль плаща, защищающего от осадков и холодов. Многие спали на ней, укрываясь подобно одеялу.
Женские наряды резко отличаются от мужских помпезностью. Сейчас их используют только во время свадебных церемоний или национальных праздников. Девушки подвязывали передник, отличающийся большой роскошью благодаря орнаментам. Платья носил разные, в том числе с тесными рукавами, к которым привязывали нарукавники из бархата бордового цвета. Нарукавники, как и головной убор, расшивали золотыми нитями. Головным убором служит тюбетейка, сделанная из бархата. Значимым элементом одежды дигорцев являются платки, которые расшивают вручную. Этот подарок девушка может получить от матери, другой родственницы или родственников ее мужа. Такие платки трепетно хранят и носят с гордостью. Одежда может быть отделана драгоценными металлами, хотя позволить себе подобное могут только выходцы из состоятельных семей. Сходство дигорцев и осетин очень велико. Но есть и немало отличий: культурных и религиозных. Дигорцев выделяет удивительное происхождение, которое дает им право называть себя бесстрашным народом, у которого есть будущее.