Астраханские татары не только владеют уникальным диалектом, но и являются особыми представителями татарского народа. Исторически сложилось так, что их образ жизни несколько отличался от других татар, что повлияло на особенности материальной культуры.
История
Формирование народности началось с появления Астраханского ханства, которое сумело обрести независимость в 1502 году. С 18 века начинается частичная ассимиляция. Вместе с татарами проживают русские и украинские поселения, позже сюда приходят мордва, чуваши, карагаши. Также происходило взаимодействие с калмыками и казахами.
Численность
Численность астраханских татар невелика. Сейчас их примерно 3000 человек. В действительности назваться астраханскими татарами могло бы большее число людей, но процессы ассимиляции, происходившие в отношении этой народности, сыграли свою роль.
Язык
В основном по большей части астраханские татары разговаривают на татарском языке. Однако многие владеют уникальным диалектом, сложившимся под влиянием ногайцев.
Еда
Астраханские татары предпочитают не только традиционную для них татарскую кухню, но и астраханские блюда. Собственно, именно татары повлияли на ее формирование. Основными занятиями здешних татар было скотоводство, земледелие и рыболовство, что и позволило в итоге создать разнообразную и вкусную кухню. Это также способствовало особым приемам приготовления.
Осетрину, например, вялили, а привычный нам зеленый чай употребляли с солью и маслом, смешивая этот питательный напиток с вареньем. Астраханские татары владеют рецептами приготовления варенья из различных овощей. Это одна из немногих народностей, которая может похвастать вареньем из томатов или грецких орехов. Сильное влияние на их кухню оказали русские традиции. Многим астраханским татарам полюбилась русская версия салата оливье. Самыми же излюбленными блюдами являются пироги с разными начинками. Большое внимание во время приготовления пирогов уделяется тесту. Мастера стараются перенимать рецепты и у других народов, например, у евреев, немцев, калмыков, армян.
Жизнь
Традиционный уклад лишь частично сохранился в жизни современных астраханских татар. Их предки занимались животноводством, рыболовством и бахчеводством. Занимались выращиванием проса, ржи и пшеницы. До сих пор многие выращивают арбузы и дыни, которые отправляются на продажу в другие регионы России. Астраханские татары сумели зарекомендовать себя как хорошие виноделы и садоводы.
Стада овец пасли регулярно, большая часть скота питалась подножным кормом. Лошади были распространены не слишком широко, чаще разводили верблюдов и волов. Птиц практически не содержат. Важное значение имеет рыболовство, многие татары в Астрахани используют рыболовный промысел в качестве основного занятия и во многом обязаны ему, как основному источнику дохода. Самым ценным продуктом рыболовства остается икра, которую раньше отправляли в Крым, а сейчас и в другие регионы. До сих пор остаются востребованными изготовление лодок, обработка шерсти и выпас овец.
Жилище
Астраханские татары предпочитают селиться кварталами. В каждом может быть по несколько больших домов. Один дом способен вмещать до 25 человек. Сейчас наблюдаются высокие темпы урбанизации, поэтому набирает обороты малоэтажное строительство. Усадебный тип постройки скорее характерен для состоятельных семей.
Раньше в усадьбах содержали скот, а на приусадебном участке организовывали сад и огород. Кочевые племена использовали шалаши и юрты, которые можно было быстро разобрать и собрать, чтобы двинуться в дорогу. Пищу готовили в котлах и очагах. Спали на нарах, сидели за низкими столами, утварь ставили на сундуки и полки из досок. Сидеть могли на тростниковых циновках, коврах и паласах. Для спальных мест использовали пологи и занавески, красиво украшенные узорами.
Внешность
Одежда
В 19 веке женщины из числа астраханских татар носили халаты, у которых были широкие рукава. На голову повязывали сразу 2 платка: один скрывал тыльную сторону шеи, а второй покрывал голову. Иногда платки заменял чепец. Украшениями служили повязки, которые складывали из подвесок. На головной убор наносили аппликации и вышивку.
Астраханские татары пользовались сапожками ату, изготовленными из сафьяна. Голенища у таких сапожек отделаны бархатом. Украшения у казанских татар достаточно скромные по сравнению с представителями Поволжья. Кольца могли использоваться в качестве сережек, надеваться на нос. Женщины и мужчины носили пояса (ксаки) с металлическими накладками. Многие предметы были универсальны.
Традиции
Свадьба
Свадебные традиции астраханских татар имеют свою специфику:
- Во время свадьбы за невесту назначали выкуп, значительно превосходящий суммы в других этнических группах.
- Для проведения свадебного обряда использовали специальную свадебную юрту.
- На само свадебное пиршество молодожены в первую очередь ели плов и пироги.
Традиции астраханских татар претерпели значительные изменения вследствие русификации. С середины прошлого века население стало урбанизироваться, что привело к их частичной утрате.
Праздники
Астраханские татары не отличаются от других в отношении праздников. Главным празднеством года для них являются Ураза-байрам и Курбан-байрам. Навруз раньше праздновали 10 марта, при этом надлежало выйти в поле, совершить намаз, съесть кашу и провести состязание. Соревновались всегда в умении обскакать или побороть соперника.
Утратил свою значимость праздник Красного яйца, который напрямую был связан с Пасхой. В этот день все мужчины должны были прийти на кладбище и молиться, после отправиться на трапезу и провести состязания. Соревновались вновь в борьбе, стрельбе и скачках. На праздник устраивали песни, играли на духовом инструменте — нахре. У молодежи в праздник Красного яйца было принято водить хороводы. На стол обязательно ставили блюда из баранины, рыбы и различные бахчевые.
Культура
Фольклор
Астраханские татары очень ценят татарский фольклор. В нем можно выделить несколько особенностей:
- разделение существ на обитающих в водной среде и на суше;
- отождествление пустых домов и мест с местами, где могут водиться злые духи;
- населенность жилых домов и леса домовыми;
- вера в существование джиннов.
Есть у татар и драконы. Например, юха считается самым известным из драконов. По преданию, он способен превратиться в красивую девушку с целью влюбить в себя мужчину. Таким образом дракон привлекает свою жертву, чтобы высасывать из нее жизненные силы. Другим видом существа-вампира является убыр. Считается, что на него можно наткнуться, заблудившись в лесу. Обыкновенным жилищем убыра является небольшая изба. Сам он принимает обличье старухи, способной нанести болезненный укус. Однако к убыру можно обратиться за помощью, например, с целью найти нечто ценное. Некоторые существа из русского фольклора перекочевали в татарский.
К ним относится шурале, больше всего похожий на лешего. Татарину он является в образе людей. С ним нельзя разговаривать, иначе он может захватить в плен. Шурале можно перехитрить, попросив его вставить палец в расщелину, прорубленную в дереве. Если поставить в нее клин и резко убрать, когда леший вставит в расщелину палец, существо окажется зажатым в ловушке. Татарину же перед такой «игрой» нужно не забыть представиться «былтыром», что дословно переводится как «прошлый год». Когда шурале позовет на помощь, его братья лешие спросят, кто же с ним так поступил. А когда он ответит, ему просто не поверят, ведь никто не может поймать прошлый год.
Джинны у татар воспринимаются вовсе не как добрые духи, исполняющие желания, а как существа опасные и коварные. Они не наносят человеку вред, но способны вызывать у него сомнения в действиях, навеять плохие мысли и толкнуть на совершение дурного поступка. В Коране сказано, что джинны были подобны людям и обращались в ангелов, но им запрещено было проникать в мир небес, где уготовано место лишь людям. Джины не смогли вынести этого, считая себя существами более высокими, чем человек. За это они были сокрушены Богом, однако часть их до сих пор живет среди людей.
Таким образом, астраханские татары стали своеобразной народностью, которая выделяется отличным от прочих татар бытом и жизнью.
Видео
Превосходный танец астраханских татар с пиалами позволит лучше оценить их многогранную культуру.