Аккинцы — субэтнос чеченского народа, судьба которого является одной из наиболее трагичных среди населения Северного Кавказа. Чеченцам-аккинцам не раз приходилось по своей или чужой воле покидать регионы исторического проживания. Несмотря на это, народ сохранил национальную самоидентификацию и память о героическом прошлом предков.
Название
Аккинцы, или чеченцы-аккинцы, называются так по месту их древнейшего обитания — горного региона Лам-Акки, располагавшегося в урочище Нашах, в верховьях реки Гехи. После переселения части исторических аккинцев на территорию современного Дагестана произошло разделение народа на две группы:
- Лам-аккинцы (горцы-аккинцы) — оставшиеся в горах Чечни, позднее расселившиеся по всей территории региона.
- Ара-аккинцы (аренан аьккхий) — переселившиеся в Дагестан группы, называемые равнинными аккинцами.
Аккинцев Дагестана называют аухоцами: ряд исследователей считает, что термин произошел от кумыкского топонима. Другие придерживаются мнения, что слово восходит к древним нахским языкам. Так или иначе, со временем экзоэтноним начал восприниматься народом в качестве самоназвания, одно из поселений аккинцев носит имя Аух.
Существуют и другие варианты названия аухоцев, появившиеся у соседних народов:
- Располагающиеся южнее аварцы используют слово г1авухъал;
- Кумыки называют дагестанских чеченцев мычыгъышлар;
- Аварцы используют два наименования: чачанал и буртиял.
Где живут и численность
Общее число проживающих на территории Дагестана чеченцев, по данным переписи 2002 года, составляет 87 867 человек. Из них лишь 116 человек идентифицировали себя в качестве аккинцев. Всего в России зарегистрировано 218 представителей народности.
Фактически аккинцев больше, но в результате ассимиляции и репрессий сороковых годов прошлого столетия многие стали идентифицировать себя в качестве чеченцев, используя общее название группы народов нахчо/нохчо.
Ауховцы проживают в пределах Новолакского, Казбековского, Хасавюртовского, Бабаюртовского районов Республики Дагестан. Зоны расселения дагестанских чеченцев включают предгорные районы Северо-Западного Дагестана, долины рек Акташ, Ярыксу, Ямансу, Аксай, Кумыкскую равнину, вблизи чеченской границы.
Язык
Аккинский диалект выступает частью чеченского языка, входящего в северокавказскую семью языков, нахско-дагестанскую группу. Язык характеризуется высоким числом заимствований из восточных, кумыкских диалектов.
По сравнению с литературным чеченским, включает большее число форм древнейших нахских языков, ставших основой для формирования современных национальных языков северо-кавказских регионов. Ученые полагают, что аккинский диалект — промежуточный вариант между ингушским и чеченским, обладающий уникальным набором исторических и заимствованных частей.
История
Ученые не установили точное время образования лам-аккинцев, проживавших в горных районах Дагестана. Известно, что народ занимался скотоводством и земледелием, часто вступал в стычки с соседними поселениями, отличался храбростью, отлично владел луком и стрелами.
Жили горные аккинцы в каменных башнях, состоявших из одной или нескольких комнат, с пристроенными к ним кунацкими — комнатами приема гостей. Позже стали строить укрепленные полубашни, оборудованные для стрельбы из лука, обороны. В чеченских горах сохранились руины сооружений. Наиболее знаменитые — постройки вблизи аулов Лежг, Керети, Бици, башни Дисхи и Итир-кале.
В связи с нехваткой пригодных для обработки земель и притеснениями соседей в XV-XVI столетиях происходит переселение народа из горной местности на равнины. Первая волна миграции достигла низовий Аргуна, следующие дошли до долин верховий рек Ярыксу и Ямансу.
Переселение в относительно незаселенные районы больших групп чеченцев способствовало междоусобным воинам, попаданию в даннические отношения с более могущественными народами. Ауховцы, занявшие территории, заселенные кумыками, жили в тесном соседстве с карабулаками, орстхойцами и ичкеринцами, находились в зависимости у аварских ханов и кумыков. В конце XVIII столетия аккинцы освободились от зависимого положения, лишь небольшие группы платили дань эндиреевским князьям до 1840 г., пока в ходе Кавказской войны не были освобождены Шамилем.
Поражение в войне привело к выселению 250 семей в кумыкский регион. Еще 1200 семей выселили в результате восстаний горцев 1867 и 1877 гг. На этом репрессии по отношению к народу не закончились. В 1944 г. по подозрению в измене и партизанской работе против СССР из Дагестана в Среднюю Азию, Казахстан и Киргизию выселили более 35 000 чеченцев, 15 000 из них — аккинцы.
В 1957 г. им разрешили вернуться в Дагестан, но не на территории исторического проживания, куда принудительно были заселены лакцы и аварцы. В конце прошлого столетия запрет сняли, однако земли ауховцам не отдали. Тройственный конфликт продолжается поныне, хотя работа по переселению аккинцев в места исторического проживания ведется. Ежегодно 23 февраля представители народа отмечают день памяти репрессированных.
Внешность
Аккинцы относятся к европеоидной переднеазиатской расе, кавкасионскому типу, свойственному для региона Северного Кавказа. Соседние народы отмечали красоту и стройность чеченских девушек, атлетическое сложение мужчин. К характерным признакам внешности относят:
- высокий или средний рост;
- широкое лицо;
- высокий ровный нос, встречаются носы с горбинкой;
- переходные оттенки глаз (серый, зеленый, зелено-карий);
- светлая кожа;
- темно-русые, черные, каштановые волосы.
Одежда
Одежда аккинцев похожа на традиционные костюмы кавказских народов. Мужчины носили просторные штаны, нательную рубаху с высоким воротом на пуговицах. Дополняли наряд бешметом и черкесской: последнюю надевали на праздники или использовали в богатых семьях. В обычной жизни ауховцы накидывали шубу или кафтан поверх нательной рубахи.
Женский наряд состоял из длиннополого платья туникообразного покроя. Девушки и женщины в праздники дополняли его приталенным распашным платьем с длинными рукавами. Шили платья из плотного сукна, бархата или парчи, декорировали искусной вышивкой с растительным, геометрическим орнаментом. Голову покрывали остроконечной шапкой с загнутым концом или платком, волосы заплетали в косы.
Мужчины-аккинцы предпочитали для создания бешметов и черкесок сукно красного и черного оттенка. Девушки в повседневной жизни и для шиться праздничных платьев использовали ткани кизилового, голубого, красного, желтого, коричневого цветов. Свадебный наряд был таких же оттенков, но более светлой гаммы.
Семейный уклад
В аккинском обществе существовал патриархальный уклад, жили малой семьей, состоящей из двух-трех поколений. Брачный возраст наступал в 16-18 лет, практиковались свадьбы по сговору, в том числе и люлечные. Приветствовались браки по согласию, порицались, но все же принимались обществом свадьбы с умыканием или убеганием невесты из дома.
Несмотря на зависимое положение женщины, ко мнению невесты относительно жениха прислушивались, часто она сама выбирала мужа по сердцу на общих гуляньях. Свадебное действо начиналось со сватовства, в котором участвовали родственники жениха, приезжавшие в дом девушки несколько раз. Правила приличия и благопристойности позволяли родственникам невесты дать положительный ответ не раньше, чем после третьего визита.
В день свадьбы за невестой отправлялся свадебный поезд, который сопровождали друзья жениха на конях, оглашавшие окрестности стрельбой и шумом. Невесту доставляли в дом жениха, при встрече обсыпая зернами, угощая сладостями. Через несколько дней после свадьбы проводили «обряд родника». Родственницы мужа уводили невестку с кувшином к ближайшему роднику за водой, по пути распевая веселые песни. После того как девушка приносила в дом воду, она считалась частью семьи и погружалась в повседневные дела по хозяйству.
Жизнь
С приходом на равнины, основную роль в жизни чеченцев-аккинцев стало играть земледелие и огородничество. Сеяли ячмень и пшеницу, выращивали табак, кукурузу, чеснок, фасоль, перец, арбуз, черемшу, тыкву. Не потеряло значения скотоводство, имевшее мясо-молочное направление. Для пищи и промыслов разводили коров и овец, для обработки почвы и перевозки грузов — быков и буйволов, для верховой езды — коней.
Подсобное значение имели охота и пчеловодство. Традиционным женским промыслом стало изготовление сукна, используемого для пошива черкесок и межсезонных плащей. Мужчины славились как хорошие кузнецы и оружейники, производители сельскохозяйственного инвентаря.
Религия
Аккинцы исповедуют ислам суннитского толка, ранее придерживались христианства, на этапе становления — язычества. Важное значение имел культ плодородия, включавший вопросы продолжения человеческого рода. Сохранились руины святилища богине деторождения и плодородия Тушоли.
Во многих селениях священным местом была каменная плита с круглым проломом, через который проводили скот, чтобы очистить от злых духов. Часто рядом устанавливали грибообразный фаллический символ, деревянные или каменные изваяния богини Тушлоли.
Еда
Основу пищи составляли молочные и мучные продукты, мясо ели по праздникам, во время приема гостей. В повседневной жизни употребляли каши, супы, кисломолочные продукты, сыр, хлеб. Традиционное блюдо — хинкал: кусочки теста, сваренные в бульоне. Многие блюда заимствованы из кумыкской кухни, например, плов.
Известные аккинцы
Аккинцы прославились на весь мир как храбрые воины и непобедимые спортсмены. Среди них Герой Советского Союза Ханпаша Нурадилов: участник битвы за Сталинград, в одиночку взявший в плен 12 офицеров и уничтоживший более 900 солдат противника.
Не менее известны и спортсмены: чемпион мира и Европы по вольной борьбе Адам Сайтиев, олимпийский чемпион Эльмади Жабраилов, чемпион Европы по вольной борьбе Джамал Отарсултанов.