Меня всегда удивляла не особая любовь ереванцев к поездкам на метро. Конечно, не все ветки в городе достроены, и до некоторых районов на подземном транспорте добраться не получится. Однако, даже между теми частями города, где есть удобные станции, горожане почему-то предпочитают передвигаться на переполненном общественном транспорте, да еще и по пробкам в часы пик.
Если вы впервые гостите в Ереване, пройти пешком от пункта А до пункта Б слишком далеко, к тому же вы жалеете потраченного в пробках времени, то к вашим услугам – Ереванское метро, на сегодняшний день имеющее десять станций.
Основание Ереванского Метрополитена
В этом году исполняется ровно 35 лет со дня начала эксплуатации первых веток ереванского метро – станций Барекамутюн (Дружба) и Площадь Республики. Создание метрополитена в Ереване со сложной геологической средой было довольно амбициозным проектом. Им руководил и его спонсировал в то время первый секретарь компартии, а позже председатель парламента Армении – Карен Демирчян. Его же именем назван Ереванский Метрополитен.
Строительство началось в 1972 году, причем изначально планировалось построить подземный трамвай, а закончилось 7 марта 1981 года. Сегодня метро насчитывает 10 действующий станций, общая протяженность линий чуть более 12 км.
Высококачественное и грамотное строительство помогло уберечь метро и пассажиров от каких-либо серьезных повреждений во время землетрясения 1988 года, однако оно же стало главной причиной для прекращения расширения метро и строительства новых станций в близлежащих районах. Кроме того, поезда не переставали ходить даже в сложные 90-е годы экономического коллапса.
Со своей стороны могу отметить, что метро в Ереване однозначно одно из самых чистых в мире.
Структура метро
Сравнивая метро Еревана с метро в крупных европейских городах, могу однозначно сказать, что вероятность потеряться или запутаться в ереванском «подземелье» – это что-то из области фантастики. Основные линии ереванского метро проходят от северо-западной до юго-западной части города. В них довольно легко сориентироваться, так как здесь нет запутанных разветвлений. Рядом с парижским, лондонским и даже московским метро, ереванское покажется вам просто игрушечным. В этом вы можете убедиться, взглянув на карту метрополитена Еревана. Часть пути, указанная пунктиром еще не эксплуатируется.
Единственным неприятным сюрпризом для туристов станет то, что звуковые сообщения о станциях подаются только на армянском языке. Однако, зная на какой станции вы сели в метро, легко будет подсчитать станцию, на которой нужно сойти. Ну, и, конечно же, в крайнем случае, на помощь придут простые жители города, которые заметив растерянное лицо туристов, зачастую, сами предлагают помощь :)
Станции ереванского метро
Станции метро в Ереване очень легко найти по круглым бело-синим вывескам с буквой «М».
Примечательно, что три из десяти станций являются надземными и только остальные семь – подземными. Расскажу немного о каждой:
- «Дружба» (Барекамутюн). Соединяет станции Маршал Баграмян, Еритасардакан и Сасунци Давид (главный железнодорожный вокзал). Попасть в метро можно через четыре различных подземных входа, которые находятся на пересечении улиц Киевян – Баграмян, Киевян – Акопян, Баграмян – Грачья Кочар и Касян – Грачья Кочар. Данный переход имеет довольно большую территорию, где расположилось множество различных магазинов.
Сойдя на станции «Барекамутюн» со стороны площади Баграмяна, вы также увидите само здание Ереванского Метрополитена. Стены данной станции покрыты белым мрамором, а в одном из барельефных рисунков изображена память дружбы армянского и русского народов.
- «Маршал Баграмян». Однa из самых незагруженных станций ереванского метро. Онa выходит в центр проспекта Баграмяна, где расположена Резиденция Президента, здание Парламента, Американский Университет, а также множество посольств и представительств иностранных государств. Напротив станции находится также очень милый парк, названный «Парком влюбленных», со множеством деревьев и искусственных водоемов.
- «Молодежная» (Еритасардакан). В отличие от станции «Маршал Баграмян», это одно из самых загруженных веток, так как в непосредственной близости от нее находятся большинство учебных заведений города. Отсюда также легко добраться до Драматического театра и Матенадарана. На выходе из «подземелья», в парке, вы увидите памятник великому армянскому поэту А. Исаакяну, а также великолепную скульптуру в виде больших рук из белого мрамора, имеющую очень интересную историю. Скульптура высотой более двух метров, является подарком итальянского города Каррара Еревану, преподнесенным мэром в 1963 году. Названные «Руками дружбы», на самом деле они являются репродукцией «Рук Иисуса», с памятника Христу в Гаване.
- «Анрапетутян Грапарак» (Площадь Республики). Станция находится с правой стороны, если стоять лицом к Поющим Фонтанам главной площади Еревана. Вам нужно будет перейти дорогу в сторону Больших часов, и чуть пройти в сторону Площади Сахарова. В непосредственной близости находится рынок Вернисаж, улица Абовяна и Северный Проспект.
Фонтан прямо на выходе станции «Площадь Республики».
- «Зоравар Андраник». Это также центрально-расположенная станция, выходящая прямо к церкви Св. Григора Лусаворича. Отсюда также легко дойти до Площади Республики.
- «Сасунци Давид». Это один из трех наземных станций метро Еревана. Через подземный проход, украшенный богатыми барельефами, вы выйдете прямо на площадь Железнодорожного вокзала, с центрально расположенным памятником, посвященным герою древнего армянского эпоса – Сасунци Давиду.
- «Горцаранаин». Вторая наземная станция, расположенная в одном из промышленных районов города. Обычный турист вряд ли доедет сюда, если только ради любопытства.
- «Шенгавит». Данная станция рассчитана на то, чтобы уменьшить пассажиропоток на пути к станции «Гарегин Нжде».
- «Гарегин Нжде». Станция выходит на одноименную красивую площадь, окруженную магазинами и банками. Это довольно шумный район, а ветка достаточно загруженная. Кстати, отсюда, за минут десять можно дойти до Ереван Молла.
- «Чарбах». На сегодняшний день – это последняя станция ереванского метро, запущенная в 1996 году, и она же – последняя наземная ветка. Соединяет один из самых отдаленных районов Еревана.
Поезда
Ереванское метро рассчитано таким образом, чтобы иметь возможность использовать до пяти вагонов поезда. Однако сегодня из-за экономических соображений, используются только двухвагонные поезда голубого цвета – такие же, как и в метро в Москве и других городах бывшего СССР.
Это же позволяет уменьшить время ожидания: в часы пик поезда прибывают каждые 5 минут, а в остальные каждые 10 минут. С недавних пор эксплуатируются более современные и быстрые составы, которые можно отличить по цвету – они ярко-оранжевые.
Стоимость проезда
Один из самых доступных и быстрых способов передвижения по Еревану обойдется вам всего в 0.20 ($100 драм) в одну сторону. Карточку проезда можно приобрести в кассе метро.
Специальных автоматов для приобретения проездных документов пока что не предусмотрено, поэтому лично я советую купить в тех же кассах специальные карточки для многоразового использования. Срока эксплуатации для них нет, что достаточно удобно, и вы сами можете пополнить баланс через терминалы, установленные в метро. Таким образом, карточка может прослужить вам и во время следующих поездок в Ереван, а сумма, которую вы внесете, никуда не исчезнет.
Стоимость ее – 1$ (500 драм), однако возможно, что в скором времени они будут предоставляться бесплатно.
Прокомпостировать билет нужно возле рамок турникета. Надо сказать, что безбилетники в Ереване практически не встречаются, поэтому и контроль в вагонах я еще не видела. Уверена, если он и есть, то со штрафами здесь все не так строго, как, например, в Европе.
Часы работы
Ереванское метро работает каждый день с 6 утра до 11 вечера. В более позднее время проехать здесь можно только в праздничные дни.
Полезные обозначения
Как я уже указала, любые звуковые сообщения в ереванском метро подаются исключительно на армянском языке. Поэтому, тем, кто все же боится пропустить нужную станцию, а выучить армянский до предполагаемой поездки явно не успеет, предлагаю небольшую памятку с указанием станций на местном языке с переводом.
- Станция метро «Дружба». По-армянски Բարեկամություն, что звучит как «Барекамутюн».
- Станция метро «Маршал Баграмян». Здесь сложностей нет, так как по-армянски звучание аналогичное, а пишется как Մարշալ Բաղրամյան.
- Станция метро «Молодежная», что в переводе на ярмянский звучит, как «Еритасардакан», а выглядит так: Երիտասարդական.
- Самая главная станция – «Площадь Республики», пожалуй, самая сложная в произношении на армянском – «Анрапетутян Грапарак». Да-да, именно так! А выглядит это сложное словосочетание армянскими буквами следующим образом: Հանրապետության Հրապարակ.
- Остальные шесть станций – «Зоравар Андраник» (Զորավար Անդրանիկ), «Сасунци Давит» (Սասունցի Դավիթ), «Горцаранаин» (Գործարանային), «Шенгавит» (Շենգավիթ), «Гарегин Нжде» (Գարեգին Նժդեհ) и «Чарбах» (Չարբախ) на армянском звучат так же, как и на русском языке..
Напоследок
Вы довольно быстро разберетесь в системе местного метрополитена, так как все здесь устроено по стандартной схеме. Желаю вам приятных поездок!
Станции уже объявляют и на английском, но объявляют очень тихо. Всё равно приходится считать остановки. И хотелось бы чтобы и надписи станций внутри метро тоже появились на английском языке.