Какая история у Кипра?
Откуда произошло название страны и как она образовалась? Какие межнациональные этнические отношения существуют в стране?
Происхождение названия
Остров Кипр располагается в восточной части Средиземного моря. Он был разделен на южную сторону, принадлежащую Греции и северную, входящую в состав Турции в результате переворота, спровоцированного греческим правительством в 1974 году и последующего турецкого наступления.
Военные конфликты привели к расколу внутри общества. Так как большинство жителей Кипра – это греки (77% на 1960 год), то остров считается скорее оплотом греческой культуры. С 1571 по 1878 год остров был частью Османской империи, в 1960 году 18,3% населения были турками. Греческие киприоты – православные, а турки-киприоты – мусульмане-сунниты.
Образование страны
Процесс формирования государственности, включающий в себя превращение христианских и мусульманских крестьян Кипра от субъектов колониального гнета в греков и турков, сопровождался формированием государственности в Греции и Турции. Только в 20 веке можно было говорить о появлении греческого и турецкого самосознания среди населения Кипра.
В колониальные времена на Кипре работали преподаватели из Турции и Греции или киприоты, которые получили образование в тех странах. Греки-киприоты стремились к единству страны, тогда как турки-киприоты сначала желали, чтобы островом управляла Британская империя, а потом захотели войти в состав Турции. Каждый народ идентифицировал себя со своей историей, но не с историей Кипра как такового.
В 19 и 20 веках всех киприотских крестьян объединял ряд общих культурных черт, но так как усилились этнические границы в рамках страны, то и культурная общность начала понемногу рассеиваться. Мусульмане порой ходят в христианские храмы, молятся, дают обеты христианским святым. Некоторые люди одновременно исповедовали и ту, и другую религию.
Между народной религией и медициной существовала неразделимая связь. Люди обращались к местным целителям и к религиозным деятелям, чтобы решать свои насущные проблемы, лечиться от болезней, противостоять силам зла.
Греческие киприоты-фольклористы пытаются легитимизировать борьбу за объединение страны, ссылаясь на древних греков, тогда как турки-киприоты подчеркивают свою общность с турецким народом. Попытки доказать однозначную этническую чистоту Кипра часто сопровождались попытками определить смешанный тип культуры противоборствующей стороны, чтобы свести к минимуму ее попытки претендовать на этническое доминирование.
Этот конфликт усугубился за счет британского колониализма, который провозгласил существование единой киприотской нации, не учитывая этническую принадлежность людей к греческой и турецкой культурам.
Жители нового государства, которое сформировалось в 1960 году, считали себя турками и греками, но не киприотами, и единую государственную власть они отрицали. В 1963 году вспыхнул межнациональный конфликт, который не утихал до 1967 года. Тогда на стороне потерпевших поражение оказались турки-киприоты.
В 1967 году в Греции появилась крайне правая военная хунта, греки-киприоты начали опасаться того, что Греция станет претендовать на власть над Кипром. Как только межнациональные стычки стали стихать, греки-киприоты попытались сломить сепаратистов. Турки-киприоты сформировали анклавы с собственным управлением, греки всеми силами пытались наладить с ними мирное общение в рамках социально-политической жизни Кипра.
В конце 1960-х благодаря усиленным переговорам обе стороны пришли к относительному миру. Турки-киприоты вышли из своих анклавов и начали взаимодействовать со своими соотечественниками греческого происхождения, по крайней мере, в экономических целях. В это время некоторые турки-киприоты стали идентифицировать себя как просто киприоты, жители независимого государства, которое они пытались защитить от греческого вторжения и от скрытой угрозы, исходящей от турецких анклавов.
Группа греков-киприотов с правоцентристскими взглядами, поддерживаемая хунтой, но отнюдь не большинством жителей Кипра, спровоцировало переворот в 1974 года, целью которого было возвращение архиепископа Макария, президента республики, и присоединение острова к Греции.
Турция инициировала военное наступление, в результате которого сильно пострадали греки-киприоты: 37% острова отошли под контроль турков, и 170 тысяч греков, живших там, были выселены с родной земли. Специфика размещения населения привела к тому, что на Кипре существуют два этнических однородных сообщества, хотя споры по этой однородности продолжаются до сих пор.
Этнические отношения на Кипре
Греки-киприоты, желающие жить в едином государстве, полагают, что далеко в прошлом на Кипре все жили дружно. Турки-киприоты утверждают, что два основных этнических сообщества существовали в постоянной обособленности и конфликтах.
После 1974 года воссоединение страны стало главной политической целью греческой половины Кипра. Этот курс привел к значительным изменениям.
Во-первых, тезис о мирном сосуществовании двух народов лег в основу аргумента, что если в прошлом удавалось жить мирно, но и в будущем это возможно. Политика восстановления дружественных отношений рассматривалась в качестве доброй воли по отношению к туркам-киприотам. В них больше не видели врагов, они признавались соотечественниками. Вся враждебность была направлена только на Турцию.
Постепенно словом «брат» стали обращаться не только к грекам, живущим в Греции, но и к туркам-киприотам. Все чаще звучали заявления от лица всех людей, что народ Кипра должен жить в едином государстве, но турки-киприоты продолжали утверждать, что два разных народа должны жить отдельно друг от друга.
Греко-киприотское сообщество в культурном плане было ближе к Греции (большое влияние здесь оказали образование и греческие телеканалы). Власти турецкой части Кипра больше поддерживали связь с Турцией, как в экономическом, так и в культурном отношении.
Самые влиятельные сторонники идеи о киприотской национальной идентичности входят в крупнейшую левую партию острова под названием AKEL. Члены этой партии в прошлом подвергались нападками за свои коммунистические взгляды. Правые, выступающие от имени греческого национализма, критиковали их за антипатриотизм. У AKEL были налажены контакты с турками-киприотами через различные левые организации – например, профсоюзы.
В турецко-киприотской среде Турция считалась страной, освободившей турков-киприотов, однако после 1974 года довольно много людей называли себя киприотами, а не турками-киприотами. В политическом плане они больше склонялись к объединению государства, нежели поддерживали идеологию правого толка турков-киприотов.
В результатов массовой иммиграции турков на остров местные жители опасались слишком сильного воздействию турецких традиций на свою жизнь. Турки также представляли собой конкуренцию на рынке труда, так как брались фактически за любую работу. В этой связи местные жители начали настаивать, чтобы ресурсы острова и рабочие места принадлежали только киприотам, а не иностранцам (имелись в виду турки).
На фоне этих событий в 1974 году в турецкой части острова сформировалась новая школа фольклористики, в трудах которой подчеркивались общие черты турков и греков, живущих на Кипре. Турки-киприоты иногда называли турков словом karasakal («чернобородые») – от этого термина отдавало религиозным фанатизмом.
Жители обеих частей Кипра вели в основном светский образ жизни, особенно турки-киприоты, так как турецкая национальная идентичность сформировалась на основе светской, антирелигиозной идеологии. Греческий национализм в итоге обрел черты христианских идеалов, но все равно влияние религии на киприотскую культуру было не слишком велико.
я нашел ошибку!
Популярные истории
Все истории