Альтернативное название - Республика Куба
Происхождение названия
Если говорить про историю Кубы кратко, то нельзя не упомянуть того, благодаря кому остров стал так называться.
Государство обязано своим названием великому испанскому путешественнику Христофору Колумбу, он высадился на острове 28 октября 1492 г. и назвал его Хуана – в честь принца Хауна, наследника престола Кастилии. Название «Куба» – это аббревиатура слова «Cubanacán».
Примечательно, что Колумб был уверен в том, что находится в Восточной Азии, но удивился, увидев, насколько бедно живут местные жители. Поэтому он решил, что находится в бедной части Китая и отправился в дальнейшее путешествие в поисках Японии.
Образование страны
Практически вся история острова Куба и кубинского народа восходят корнями к колониальному господству. Формально Куба перестала быть испанской колонией в 1989 году после вторжения США, которые сделали остров своей колонией, с этого момента и начинается история создания Кубы как острова свободы.
После победы Революции 1 января 1959 г. Куба наконец-то обрела настоящую независимость, впервые после колониального вторжения 1511 года. Это был переломный момент в истории Кубы в 20 веке, с тех пор эта дата празднуется населением острова каждый год, праздник носит название «Триумф Революции».
Если говорить про Кубу, историю страны кратко, надо отметить, что до прихода Колумба остров был практически не заселен. Население доколумбового острова Куба составляло 112 тысяч человек. В основном здесь жили араваки (Таино и Суб-Таино), которые переместились из центральной и восточной части страны ближе к западу, в Пинар-дель-Рио. Земля была быстро поделена между европейскими конкистадорами и золотоискателями, коренные жители были обращены в рабство, они работали в горнодобывающей и сельскохозяйственной промышленности.
Здесь стоит отметить, что история развития Кубы довольно жестока и полна жертв.
Все, кто вздумали сопротивляться, были убиты. Недоедание, переутомление, самоубийства, жестокое обращение – в течение 50 лет после завоевания острова Куба местное коренное население практически вымерло.
О прошлом, которое оставило коренное население, практически забыли. От коренных индейцев на острове остались лишь некоторые пережитки в языке и архитектуре. На острове жили только пенинсуларес (те, кто родился в Испании), креолы (потомки колонистов, родившиеся на острове) и африканские рабы. Противостояние между этими группами определило характер колонии.
Пенинсуларес жили здесь ради того, чтобы заработать состояния и вернуться назад, в Испанию. Их привилегированный статус зависел от поддержки колониальной структуры. Пенинсуларес занимали высокие посты на государственной и церковной службе, обладали исключительной монополией на торговлю с Испанией и другими странами.
Высокое положение пенинсуларес вызывало недовольство у креолов. Среди креольского населения были свои элиты – купцы в Гаване, например. Появление националистических настроений в этой группе сопровождалось ростом беспокойства среди африканцев, коих по численности на Кубе было большинство.
После революции на Гаити в 1791 г. креолы и пенинсуларес полагали, что только присутствие испанских военных способно поддерживать порядок на острове. Из-за страха потерять свое положение в обществе креольская элита отказалась поддерживать движение за независимость. Плантаторы с востока не меньше боялись восстания, так как их земельные участки были меньше, и рабов у них было не так много.
Фермеры из Ориенты организовали переворот с помощью масонских лож, так как в католических церквях главенствовало исключительно испанское духовенство. В 1868 году восточные фермы из освободительной армии объявили войну Испании, призывая к полной свободе от колониализма и постепенный отказ от системы рабства.
Они убеждали западных плантаторов присоединиться к их движению. Десятилетняя война не увенчалась успехом для восставших, но привела к краху экономики, особенно в Ориенте и Камагуэе. Пакт, подписанный в Заньоне в 1878 году, положил конец войне. Правительство обещало реформы, но они так и не последовали. Генерал афрокубинцев Антонио Масео продолжал бороться, но в 1880 году признал свое поражение.
В течение последующих 17 лет благодаря усилиям поэта и государственного деятеля Хосе Марти, «отца кубинской нации», сформировалась цельная политическая идеология, которой так не хватало в первом восстании. Во время работы в США Марти создал Революционную Хунту, благодаря которой были получены необходимы средства.
Американские капиталисты выступали за независимость - если Испания покинет этот регион, США будет легче навести здесь свои экономические порядки путем манипулирования терминами «свобода» и «демократия». Они обратились к правительству Соединенных Штатов с просьбой вмешаться в борьбу за независимость.
Новое движение на острове было сильнее в экономическом и военном плане. Даже некоторые западные плантаторы присоединились к борьбе. Когда в 1985 году в Ориенте началась война, у восставших была отличная система организации и более агрессивная военная стратегия. На самом деле, война была практически выиграна в 1898 году, и Испания была готова вести переговоры о независимости.
Однако, когда в результате взрыва затонул военный корабль США рядом с Гаваной, американские военные во главе с секретарем военно-морского флота Теодором Рузвельтом сочли этот случай за хороший повод и вторглись на остров Куба. США объявили Испанию виновной во взрыве и объявили войну. Испания была быстро побеждена, и в Парижском договоре 1989 года испанские колонии (Куба, Пуэрто-Рико и Филиппины) перешли в собственность Америки.
Победа населения острова Куба была украдена другой колониальной державой – США. В 1901 г. Штаты согласились отозвать с Кубы свои войска, но при условиях, что им отводится аренда военной-морской базы в Гуантанамо (Ориенте) на 99 лет, право вето на торговлю и военные договоры, а также право на вмешательство во внутренние дела острова.
Закон, включающий эти моменты, стал известен как Поправки Платта – он содержался в первой Конституции острова Куба 1902 года.
В 1906 году население острова попыталось опять опротестовать вмешательство США – это привело к военной оккупации, которая продлилась до 1909 г. Посол Соединенных Штатов стал де-факто главой Кубы. Американская корпорация Cuba Colonizing Company продавала землю на Кубе жителям США, которые желали получать прибыль с дешевых вложений.
Постепенно остров переходил в собственность не кубинских жителей, что в немалой степени возмущало население. Когда Америка позволила установить на острове Куба диктат президента Херардо Мачадо-и-Моралеса (1924-1933 гг.), что привело в игнорированию гражданских прав в пользу насилия и коррупции, кубинцы составили текст новой конституции, которая отменяла ненавистные Поправки Платта (за исключением пункта о военно-морской базе в Гуантанамо).
Мечты о независимости были разбиты, когда Фульхенсио Батиста, который уже однажды, в 1934 году устроил переворот на Кубе, в 1952 году снова захватил власть и стал военным диктатором. Режим Батисты поддержали в США, что привело в ярость большинство кубинцев.
Год спустя, в 1953 году небольшая группа борцов за независимость атаковала казармы Монкада в Ориенте. Восставших разгромили, большую часть казнили. Лидер группы, адвокат по имени Фидель Кастро Рус, был спасен благодаря вмешательству римско-католического архиепископа Сантьяго-де-Куба.
На суде Кастро выступил с пятичасовой речью на тему «История меня оправдает», которая затем была опубликована как манифест независимости. Дата нападения на казармы дала имя народному революционному движению Movimiento 26 de Julio («Движение 26 июля).
Когда Кастро вышел из тюрьмы, то вместе с братом Раулем Кастро, Че Геварой и небольшой группой революционеров бежал в Мексику, чтобы спланировать следующую военную атаку. 2 декабря 1956 года революционеры высадились в ста милях к западу от Сантьяго на небольшом корабле «Гранма».
Практически всех их захватили в плен, но тройка лидеров и еще несколько человек бежали в горы Сьерра-Маэстра, где к ним присоединились тысячи кубинцев. Крестьяне Ориенте помогли им пищей, водой и жильем. Все они хотели положить конец и жесткой диктатуре Батисты, и главному ее спонсору – армии США.
Американские военные и солдаты Батисты превосходили повстанцев по степени вооруженности, но у партизан были свои козыри: знание местности, поддержка населения, сотрудничество с некоторыми армейскими дезертирами, невоенные революционеры, которые работали в других частях острова. «Революционный директорат» студентов Университета Гаваны, Коммунистическая партия, Движение 26 июля саботировали Батисту после нападения Монкада. Благодаря совместным усилиям, понадобилось всего три года, чтобы свергнуть диктатора острова с его престола.
Миллионы кубинцев встречали революционеров в Гаване в конце декабря 1958 года. Батиста бежал в Майами, прихватив с собой 300 миллионов долларов США бюджетных средств. После к нему присоединились богатые жители Кубы, поддерживающие его режим.
Наконец-то Куба стала по-настоящему свободной. Когда 8 января 1959 г. Кастро выступал перед кубинским народом в Гаване, белый голубь сел на его плечо – тогда жители острова окончательно убедились в том, что эта революция на Кубе была совершена по воле Бога.
Национальная идентичность на Кубе
Проследить формирование национальной культуры острова можно несколькими способами. Афрокубинские культурные формы, в частности, музыка и танец, оказали решающее влияние в определении новой национальной идентичности в рамках неоколониальной республики. Афрокубинская культура, результат синкретичного слияния культуры африканского сообщества и доминирующей европейской культуры, легла в основу концепта современной кубинской культуры.
Африканские ритмы органично вплелись в популярную музыку, афрокубинские танцы «сон» и румба становятся все более популярными. Когда национальная идентичность острова была подставлена под угрозу из-за экономической экспансии США в 1989 г., именно в афрокубинской музыке и танцах местные жители нашли тот культурный пласт, что был свободен от идеологического влияния иностранной культуры. Какое-то время афрокубинская культура была в центре националистических представлений.
Политика и идеология США влияет на жителей Кубы с другой стороны. Белокожие кубинцы все же принадлежат к высшему классу. Они живут по меркам американской моды – кадиллаки, новейшая техника, они отправляют своих детей учиться в дорогие частные школы Северной Америки. С 1989 года (с 1959 этот процесс усилился) националистическая идеология ставила себя в противоположность всему американскому.
Обида за военные вторжения 1902-1959 годов и экономический империализм со стороны Америки привела к тому, что кубинцы предпочли отказаться от всего, что относится к Северной Америке. Чем больше правительство США пытается «задушить» это кубинское эмбарго, тем сильнее укрепляются революционные настроения среди кубинцев. Даже те, кому не очень нравилось правительство Кастро, готовы защищать идеал свободной Кубы.
Поскольку самым ярым противником революций являются Соединенные Штаты, та самая страна, которая пыталась колонизировать Кубу около 50 лет назад, то именно такой путь кажется кубинцам единственным вариантом достижения независимости.
Этнические отношения
В 1980-х утверждалось, что на острове Куба нет «черных» и «белых», есть только кубинцы – это скорее такой идеологический вызов колониальным державам, чем отражение реальной ситуации. Ни постепенное упразднение рабства с 1880 по 1886 годы, ни передача власти над островом из рук Испании к США не сняло расовой напряженности – прямого наследника рабства.
После отмены системы рабства на острове в 1886 году афрокубинцы организовали Центральный директорат Расы цвета. Девять лет спустя 85% повстанческой армии составляли чернокожие солдаты, которые думали, что, когда война будет выиграна, их положение в обществе значительно улучшится. Когда этого не произошло, в 1908 г. афрокубинцы основали Независимую Цветную партию.
Ее деятельность была запрещена на острове в 1910 г. В 1912 году протесты против этого решения привели к убийствам африканцев в Ориенте. В последующие годы маргинализация афрокубинцев и темнокожих мулатов продолжилась, несмотря на все возрастающую популярность афрокубинской музыки и танцев.
Революция 1952-1959 годов прошла под лозунги равноправного общества. Так как расизм породило капиталистическое общество, то считалось, что при социалистическом строе он исчезнет. Но даже сегодня афрокубинцы практически не представлены в высших эшелонах власти.
Кастро признал в 1986 году, что больше афрокубинцев и женщин должно входить в состав ЦК, но оказалось, что расизм имеет гораздо более глубокие корни в кубинском сознании, чем они полагали ранее. Местному населению известны все градации фенотипов и определений, которыми можно описать различные оттенки кожи.