Великая китайская стена — одно из самых грандиозных сооружений планеты. Первый участок начали возводить еще в III веке до нашей эры, а закончили строительство в 1644 году. За это время стена стала гигантской — почти 9 тысяч километров. Чтобы понять все масштабы: это примерно расстояние от Москвы до Владивостока.
К сожалению, большая часть стены приходит в негодность, более 70% имеет серьезные повреждения. Даже в многовековой истории Китая к сооружению относились совершенно по-разному. Дело в том, что стену строили и восстанавливали постоянно, а это только истощало силы народа и государства. Стену называют негласно еще и самым большим кладбищем в мире: во время изнурительного строительства умирали люди, и их замуровывали прямо в камне. Да и в качестве оборонительного сооружения стена была весьма сомнительна — враги находили слабые и неукрепленные участки, иногда и вовсе подкупали стражу.
Когда же в 1644 году к власти пришла династия Цин, то строительство и все реставрационные работы были прекращены, новая власть отнеслась к стене с пренебрежением. В должном состоянии поддерживали только участок возле Пекина, так как его называли воротами в город. А в конце XIX века в газетах даже появилась информация, что стену снесут, а на ее месте построят шоссе.
Конечно, шоссе протяженностью 9 тысяч километров не построили, но многие участки сооружения постепенно разрушались: эрозия, проливные дожди, где-то построили железную дорогу, а какие-то участки разобрали местные жители во время строительства деревень.
Однако в современном мире Великая китайская стена стала символом Поднебесной и лучшим свидетельством стойкости и мощи народа. Поэтому с 1984 года на стене регулярно ведутся восстановительные работы. Мы вам хотим показать, как реставрируют один из самых грандиозных памятников мировой архитектуры.
Эти фотографии сделаны на участке Цзянкоу, это один из самых разрушенных участков стены.
Цзянкоу — один из самых молодых участков, воздвигли его в 1600-х годах.
Находится он примерно в 70 километрах от Пекина, здесь очень опасные склоны и крутые стены.
Активная работа началась в прошлом году.
Мулы — незаменимые помощники. Дороги здесь слишком крутые и узкие, поэтому грузовой автомобиль сюда не подъедет. А вот один мул способен унести до 130 килограммов кирпичей.
По возможности строители используют оригинальный кирпич, который со временем попросту отвалился от архитектурного памятника
Это позволяет максимально сохранить изначальный вид стены, историческую и культурную ценность.
Однако не всегда удается найти оригинальный материал, ведь он тоже со временем приходит в негодность, поэтому работники также используют новые кирпичи, изготовленные по специальной технологии.
В некоторых местах стена очень крутая, и со строительными материалами передвигаться не так-то просто.
Реставрация стены — очень тонкая и медленная работа, ведь из-за крутого рельефа строители используют только самые примитивные инструменты: зубила, кирки, молотки, лопаты.
Перерыв на отдых)
Виды отсюда фантастические.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy