На углу Сенной площади
Санкт-Петербург. 16-я точка маршрута
Когда-то здесь кипела бурная городская жизнь: шумели торговцы на рынке, велись оживленные беседы, бедняки собирались со всего города в поисках дешевой пищи и жилья, а сплетни разлетались быстрее теперешних спам-рассылок. Здесь Достоевский черпал идеи и сюжеты, а саму площадь использовал как яркий фон для своих произведений. Сегодня Сенная сохранила свой буйный характер, продолжая традицию прошедших эпох.
В XVIII столетии три части площади носили разные наименования — по товарам, которые продавались на отдельных ее участках: Конная, Сенная и Дровяная. Но уже с 1764 года вся площадь будет именоваться Сенной.
В следующие полтора века площадь не будет входить в число лучших мест для времяпровождения в Петербурге — здесь будет рынок-толкучка для бедных горожан, целые кварталы трущоб и ночлежек и множество дешевых трактиров. Площадь станет местом холерного бунта и телесных наказаний за мелкие преступления, так сострадательно зафиксированных Николаем Некрасовым в его поэзии.
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Однако и на Сенной площади был свой луч света, ее архитектурная доминанта — церковь Спаса, возведенная в 1750–1760-е годы. Храм дополняли приделы разных эпох и колокольня. В советское время, в 1938 году, церковь закрыли, а в 1961-м взорвали. Одна из целей уничтожения храма — освободить место под строительство наземного вестибюля станции метро «Площадь мира» (так в советские годы именовалась Сенная).

Вид на Садовую улицу, Сенную площадь и Успенскую церковь (Спас на Сенной) в Санкт-Петербурге. Россия. Старая почтовая открытка © Anna P. / Фотобанк Лори
Уже в наше время археологами и реставраторами был обнаружен сохранившийся фундамент, а в 2003 году рядом с павильоном метро, на месте бывшей алтарной части церкви, открылся мемориальный храм-часовня.
Сегодня под Сенной площадью находится главный пересадочный узел петербургского метро — станции «Сенная площадь», «Спасская» и «Садовая». Первые проекты строительства метрополитена в городе появились еще в начале XX века. Тогда предполагались линии, проложенные по эстакадам над городскими улицами. Проект инженера Петра Балинского предлагал засыпать канал Грибоедова и по освободившемуся месту провести линию городской железной дороги. Однако первые станции метро открылись уже в советское время — 5 ноября 1955 года начал действовать участок от «Площади Восстания» до «Автово».
Каким бы удобным и скоростным видом транспорта ни был метрополитен, сегодня мы гуляем по Петербургу пешком. Надеемся, погода не подвела. И последняя наша промежуточная остановка будет у Демидова моста через канал Грибоедова.