На Московском проспекте, напротив Университета путей сообщения
Санкт-Петербург. 15-я точка маршрута
Перед нами Университет путей сообщения — одно из старейших и наиболее значимых и авторитетных учебных заведений России. Выдающиеся ученые, академики и профессора почитали за честь преподавать в нем. В его стенах были заложены основы железнодорожного транспорта самой большой страны мира, в том числе разработан масштабный проект Транссибирской магистрали. Только представьте, как тысячи поездов в данную секунду мчатся во все стороны по железнодорожным путям, соединяющим всю страну. И за всем этим стоят идеи и знания, рожденные и воспитанные в этом строгом неприметном на первый взгляд здании.
Институт инженеров путей сообщения был основан в 1809 году указом императора Александра I — тогда, конечно, речь шла в первую очередь о подготовке специалистов для строительства шоссейных дорог и гидротехнических сооружений. Обязательным условием приема первых студентов было владение французским языком, крепкое телосложение и возраст не моложе 15 лет. Его первым директором стал удивительный человек — Августин де Бетанкур, ученый, архитектор (именно по его проекту построено здание Манежа в Москве), скульптор, механик, автор Исаакиевского наплавного моста.
Однако со временем специализация института изменилась. Самым совершенным, быстрым и грузоподъемным видом транспорта XIX века стали железные дороги. Во второй половине столетия в стране начался железнодорожный бум — ежегодно строились тысячи верст железнодорожного полотна. В соответствии с запросом эпохи из стен Института вышли выдающиеся отечественные инженеры-железнодорожники.

Река Фонтанка. Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения. Санкт-Петербург © Александр Алексеев / Фотобанк Лори
Среди них можно вспомнить очень разные имена. Например, Дмитрий Иванович Журавский, завершивший обучение в 1842 году. Он участвовал в строительстве первой крупной железной дороги империи — Николаевской, между Петербургом и Москвой. В ходе практических опытов им было открыто, что ферменные конструкции моста могут быть тоньше в его центральной части. Журавский первым в мире разработал теоретический метод определения оптимальной толщины конструкций мостов.
Еще одним выпускником Института в 1840 году стал Николай Ильич Миклуха. За выдающиеся организаторские успехи был назначен первым начальником главного железнодорожного вокзала страны — Николаевского, ныне Московского. Его же сын, Николай Николаевич Миклухо-Маклай, станет виднейшим членом РГО, путешественником, этнографом, посетит с научными экспедициями Океанию.
Некоторые видные выпускники института и сами были исследователями и членами РГО. Например, Орест Полиенович Вяземский. В 1880-е годы он руководил изысканиями для строительства Забайкальской железной дороги. Полученные в ходе работы экспедиций сведения о рельефе, гидрографии, геологии, растительности этого удаленного края оказались полезны не только при строительстве дороги, но и как ценнейший научный материал. Одна из станций Уссурийской железной дороги в Приморье, строительством которой он также руководил, носит имя Ореста Вяземского.
РГО и сегодня помогает сохранению памяти об истории железных дорог страны. В 2016 году, к столетию запуска движения по Транссибу, между Москвой и Владивостоком был запущен юбилейный поезд, в вагонах которого пассажиров ждали стенды, карты, фотографии со строительства дороги, а также документальные фильмы о природе России.
Мы приближаемся к завершению нашего маршрута. Но прежде чем мы расстанемся, нас встретят две важные для Петербурга локации. Пройдем немного вперед и окажемся на одной из самых оживленных площадей города — Сенной.