На набережной Фонтанки
Санкт-Петербург. 13-я точка маршрута
Здесь на каждом шагу ощущается дыхание истории, особенно если, не торопясь, гуляете по набережной. Река Фонтанка была центральной артерией города и служила границей Санкт-Петербурга до XVIII века. А свое название она получила благодаря фонтану, который Петр I планировал установить в Летнем саду, но идея так и не была реализована, увы. Здесь вы можете увидеть великолепные дворцы, мосты и особняки, каждый из которых скрывает свои легенды. Может, найдем тайную дверь в один из этих дворцов?
Мойка, Фонтанка и многие другие речки Петербурга — всего лишь протоки дельты Невы. В первые годы после основания города этот проток назывался Ериком и Безымянным Ериком, а свое имя Фонтанка получила в 1730-е годы, когда через нее прошли трубы, которые вели к фонтанам Летнего сада. Длина Фонтанки чуть больше 7,5 километра, а ширина колеблется от 35 до 70 метров.
В том месте, где мы вышли к реке, с обоих ее берегов, легко заметить большие выступы — это береговые устои Измайловского моста. Его металлическая конструкция была возведена еще в 1878 году для одной из первых линий конки — городской конно-железной дороги: две лошади тащили за собой вагон с пассажирами. В 1908 году мост был перестроен и усилен для движения электрических трамваев, а спустя полвека его разобрали в связи с переносом трамвайных путей.
В конце 1940-х годов в устье Фонтанки, недалеко от галерного острова, можно было увидеть необычную для XX века картину. У берега стоял пришвартованный парусник — четырехмачтовый барк. Он был построен в 1925–1926 годах на верфях Бремерхафена в Германии и при спуске на воду назывался «Падуя». Хотя у судна был дизельный двигатель, его оснастили масштабным парусным вооружением для трансатлантических рейсов между Европой и Южной Америкой, откуда предполагалось доставлять кофе и другие грузы. Паруса были нужны для удешевления рейсов и сохранения кофейных зерен от запахов солярки и машинного масла.

Старинная гравюра Штелина 1762 года. Старый Санкт- Петербург. Подзорный дворец построенный Петром Великим в устье фонтанки © Игорь Низов / Фотобанк Лори
В 1946 году парусник в качестве репараций был передан от Германии Советскому Союзу и получил новое имя — «Крузенштерн» — в честь Ивана Федоровича Крузенштерна, адмирала, гидрографа и командира первой российской кругосветной экспедиции.
После окончания ремонта в 1961 году судно совершило несколько гидрографических экспедиций, а затем стало использоваться как учебное. «Крузенштерн» до сих пор в строю, за последние 30 лет совершил три кругосветных плавания (что очень бы понравилось Ивану Федоровичу) и участвовал во множестве регат и дальних морских походов. Слава этого парусника так велика, что даже кот Матроскин из Простоквашино в споре с Шариком упоминал, что Крузенштерн — это «человек и пароход».
Большие парусные суда — большая редкость в нашем веке. И каждое из них обладает собственной биографией и славой. Например, бороздящий воды мирового океана уже больше столетия барк «Седов» или фрегат «Надежда», построенный в 1991 году по образцу судов начала XX века.
Океан покрывает 71% поверхности Земли — поэтому изучение дна морей и океанов является огромной по объему и очень интересной научной задачей. У нашей страны богатый опыт этих исследований — чего стоят только погружения обитаемых глубоководных аппаратов «Мир», которые побывали всюду — от Марианской впадины до места катастрофы «Титаника». В 2015 году был создан Центр подводных исследований РГО, специалисты которого изучали природные условия, затонувшие корабли и подводные археологические объекты в Белом, Черном, Балтийском и многих других морях.
Набережные в городе — не только обрамление русла реки, но и прекрасное место для размещения архитектурного ансамбля. К одному из них мы и отправимся вдоль Фонтанки.