Напротив Новой Голландии
Санкт-Петербург. 9-я точка маршрута
Напротив нас — Новая Голландия, остров, напоминающий мини-версию Венеции, умело спрятанную в центре большого города. Ранее здесь располагались верфи и склады, и даже выращивали овощи для солдат — окажись вы на этом месте в XVIII веке, то могли бы увидеть моряков, увлеченно ухаживающих за капустой (то еще зрелище). Теперь это один из центров культурной и гастрономической жизни города, здесь проходят концерты, выставки и пикники — идеальное место для тех, кто желает проникнуться атмосферой современного Петербурга.
К 1719 году между Невой и Мойкой было прокопано два канала — Адмиралтейский и Крюков. Они были необходимы для обустройства военно-морских верфей. В результате между ними получился искусственный остров почти правильной треугольной формы. Поскольку в первые десятилетия существования Адмиралтейских верфей на них работало немало специалистов из Голландии, приглашенных Петром I, эту часть города, а затем и сам остров стали называть Новой Голландией.
В 1730-х годах на острове появились первые строения для хранения и сушки корабельного леса — стволов деревьев, предназначенных для изготовления корпусов, матч и других частей судов. В 1763 году оригинальные конструкции для сушки предложил архитектор Савва Чевакинский — на острове были устроены 63 деревянных конуса — прислоненный к ним корабельный лес сушился около 2–3 лет, его запасов на острове могло хватить для постройки 15 линейных кораблей той эпохи.
С 1788 года новые кирпичные здания для складирования строительных инструментов, частей кораблей и другого имущества строились по проекту французского архитектора Жан-Батиста Валлен-Деламота. Появились мощные корпуса с почти глухими стенами, напоминающими крепость. Для удобства доставки грузов к середине острова проходил небольшой канал, над которым была возведена знаменитая арка Новой Голландии.

Арка "Новой Голландии" © Ольга Визави / Фотобанк Лори
В 1894 году на острове был построен опытовый бассейн, где испытывались модели кораблей на устойчивость к волнению и экспериментально выявлялись наиболее подходящие формы корпуса судов. В годы Первой мировой войны на Новой Голландии также расположилась главная радиостанция российского флота.
Военные покинули остров в 2004 году. Существовали различные проекты реконструкции исторических зданий — предлагалось построить новый концертный зал на территории или передать здания Мариинскому театру. Но в итоге в 2011 году на острове открылся культурный центр, где проходят концерты, выставки, работают книжные магазины, кафе, а зимой открыт каток.
С образом Новой Голландии и морских путешествий, начинающихся в Петербурге, связаны многие произведения искусства. Например, 1960-е годы, прозванные современниками «поющими». Это была эпоха расцвета авторской песни. И кстати, многие авторы и слушатели этой эпохи обладали по-настоящему экспедиционными профессиями — геологи, океанологи, альпинисты. Можно вспомнить барда Александра Моисеевича Городницкого — коренного ленинградца, геофизика, доктора геолого-минералогических наук. В те годы он работал в Институте Арктики и Антарктики, располагавшемся неподалеку, постоянно ходил мимо Новой Голландии и написал о ней прекрасные стихи.
Отрывок из поэмы «Новая Голландия», А. М. Городницкий:
Мы раньше с тобой не ладили, —
Теперь ты должна помочь.
Ворота Новой Голландии
Распахнуты в белую ночь.
И хотя сегодня можно услышать мнение, что романтический дух путешествий и трудных испытаний 1960-х в прошлом, с этим нельзя согласиться в полной мере. Скорее, точки приложения сил энтузиастов немного изменились. Например, участники проекта РГО «Доброволец Арктики» — ученые, любители путешествий, просто неравнодушные россияне уже несколько лет занимаются сохранением и изучением биосферы Арктики, ее очисткой от накопившегося металлолома и прочего техногенного загрязнения.
Петербург, что ни говорите, удивительный город. Только что мы были в окружении бывших казарм, а прогулявшись несколько минут, окажемся у одного из самых знаменитых театров мира. Но по дороге остановимся ради признания в любви.