У Военно-морского музея
Санкт-Петербург. 8-я точка маршрута
Мы у Военно-морского музея, который наполнен историческими артефактами российских флотов, словно аквариум золотыми рыбками. Основанный Петром Великим, он потрясает своими морскими сокровищами: здесь вашему взору предстанут модели кораблей, морские карты и даже настоящие судовые колокола. Если бы Нептун выбирал себе резиденцию, он точно бы остановился здесь!
В XVIII веке участок на пересечении Мойки и Крюкова канала был занят сначала караульной избой, а затем провиантскими складами. В 1830-х годах начинает формироваться застройка Благовещенской площади — ныне площади Труда. Тогда склады были снесены, и на их месте по проекту архитекторов Ивана Гомзина и Эдуарда Арнета возводится здание Крюковских казарм (сначала был завершен корпус вдоль Крюкова канала). Здесь разместились флотские экипажи — офицерские и нижние чины, необходимые для комплектации экипажей кораблей военно-морского флота. В разное время здание Крюковских казарм становилось домом для известных моряков разных эпох: например, после Крымской войны именно здесь нес службу герой обороны Севастополя матрос Петр Кошка. Здесь же начинал службу Алексей Николаевич Крылов, будущий великий ученый-механик и кораблестроитель.
Военно-морскому флоту эти здания принадлежали с момента постройки и до 2009 года. Затем четыре года продолжалась реконструкция, завершившаяся в 2013 году. В бывших казармах был открыт новый Центральный Военно-морской музей. До этого с 1939 года он занимал здание Биржи на стрелке Васильевского острова.

Краснофлотский мост и Крюковские казармы (Флотский экипаж). Санкт-Петербург © Александр Щепин / Фотобанк Лори
Свою историю музей отсчитывает с 1709 года, когда по указу Петра I при Адмиралтействе была создана модель-камера — специальный отдел, где хранились, изучались и копировались модели кораблей из состава флотов разных стран мира. Сегодня в экспозиции музея можно увидеть тысячи экспонатов, включая полноразмерные модели первых кораблей российского флота, уникальные фото- и видеоматериалы.
Научная деятельность РГО всегда была тесно связана с поддержкой военно-морских сил страны, участием офицеров флота в исследованиях и дальних походах. Первая половина XVIII века — Витус Беринг, руководитель Камчатских экспедиций, доказавших существование пролива между Азией и Америкой, он был капитан-командором российского флота. Начало XX века — адмирал Александр Васильевич Колчак, участник Русской полярной экспедиции 1900–1902 годов. После ранения на русско-японской войне, выйдя из госпиталя, он вступил в РГО, занимался обработкой научных материалов. В 1909–1910 годах в качестве одного из руководителей участвовал в гидрографических экспедициях на Дальнем Востоке, проводившихся с целью освоения Северного морского пути.
Сегодня РГО продолжает плодотворно сотрудничать с Военно-морскими силами России. С 2018 года работает комплексная экспедиция Северного флота и РГО, призванная изучить историю защиты Арктики в годы Великой Отечественной войны и многие другие научные проблемы в регионе.
Здесь, на углу Мойки и Крюкова канала, особенно чувствуется, как история Петербурга неразрывно связана с историей отечественных армии и флота. И выйдя на набережную, мы еще раз в этом убедимся.