Лубянская площадь
Москва. 2-я точка маршрута
Мы находимся в одном из самых загадочных мест Москвы. Представьте: сто лет назад здесь совершалось настоящее трамвайное безумие. Буквально. Разворотные круги, пути во все стороны: как в джазовом оркестре, только вместо музыки — лязг и грохот рельсов. Сейчас массовый транспорт ушел под землю — на глубину более 30 метров, где в 1935 году открылась станция метро «Лубянка», до сих пор работающая с филигранной точностью, будто швейцарские часы. В эту секунду буквально под вашими ногами мчатся подземные поезда, словно молнии, и перевозят тысячи людей. Это одна из самых популярных станций в Москве, а поезда здесь сменяют друг друга каждые 90 секунд.
Так давайте насладимся прогулкой по Лубянке и отправимся в увлекательнейшее путешествие во времени. Погнали!
Откуда точно произошло название площади — неизвестно, оно поистине древнее и встречается в документах XV века. По одной версии, по указу великого князя Ивана III здесь селились жители Великого Новгорода, которые назвали место в честь одной из улиц своего родного города. По другой — на перекрестке нескольких старинных улиц располагался торг, лавки которого были обшиты лубом — корой лиственных деревьев.
Сто лет назад Лубянская площадь была одним из главных узлов трамвайного движения Москвы — здесь было несколько разворотных кругов, а трамвайные пути и маршруты расходились по всем улицам, ведущим от площади. Сегодня главный транспортный объект площади находится на глубине более 30 метров. Это станция метро «Лубянка», открытая в составе первой очереди 15 мая 1935 года.
Она строилась в крайне сложных гидрогеологических условиях, с большим давлением грунта на своды. Поэтому архитектор Николай Ладовский изначально обошелся без крупного центрального зала — эскалатор вел к двум нешироким платформам вдоль путей. Только через 40 лет, когда открылась пересадка на новую станцию «Кузнецкий Мост», появился распределительный зал посередине, и «Лубянка» приобрела современный вид.

Вид на Лубянскую площадь с Никольской улицы через арку © Юрий Кобзев / Фотобанк Лори
Посередине площади некогда располагался водоразборный фонтан, сооруженный в 1835 году. Это была часть первого в Москве Мытищинского водопровода — жители города приходили сюда с ведрами и кадками. В 1930-е годы фонтан перенесли в Нескучный сад. В 1957-м, во время Всемирного фестиваля молодежи, над газоном расположилась инсталляция — на высоте нескольких метров висел сказочный ковер-самолет. А в 1958 году на площади появился памятник Феликсу Дзержинскому работы скульптора Евгения Вучетича.
Левую сторону площади занимает здание «Детского мира» — центрального детского магазина, ставшего образцом для всех универмагов детских товаров в СССР. Оно было построено в 1953–1957 годах по проекту Алексея Душкина (автора таких станций московского метро, как «Маяковская» и «Площадь революции»). «Детский мир» сразу стал настоящим магнитом для маленьких москвичей и гостей города. Здесь были не только игрушки и карусели, но и все необходимое для будущего путешественника. Как раз в первые годы работы «Детского мира» вышла серия книг «Библиотека приключений» — 20 томов в ярких разноцветных обложках. Каждый том содержал в себе произведения о мореплавателях, исследователях, путешественниках разных эпох.
Одной из любимых книг советских ребят был роман Вениамина Каверина «Два капитана», повествующий о полярной экспедиции капитана Татаринова и жизни советского летчика Сани Григорьева, который многие десятилетия искал и нашел пропавшую экспедицию. Источниками при создании книги стали экспедиции Георгия Седова, Георгия Брусилова и Владимира Русанова, изучавшие возможность пройти Северный морской путь в 1912 году. И кстати, Георгий Седов был членом Русского географического общества.
Одна из важнейших задач РГО — привить молодому поколению любовь к географии, страсть к путешествиям и открытиям. Вот уже 10 лет в лучших детских центрах страны — «Артек», «Орленок», «Океан» и «Смена» — проходят профильные смены РГО «Мир открытий», где сотни школьников со всей страны в заботливой и дружеской обстановке осваивают практические навыки географов и геологов, постигают азы метеорологии, картографии и экологии, пробуют себя в качестве журналистов, режиссеров, полярных и морских исследователей.
Ну а мы отправляемся ближе к XVI веку, когда суровое время требовало сооружать вокруг всех значимых городских районов крепостные стены. Следующая остановка — у Птичьей башни.