1. Главная
  2. Журнал
  3. Для чего в СССР создали экраноплан «Лунь», и как на берегу Каспия появился этот монстр
Это интересно

Для чего в СССР создали экраноплан «Лунь», и как на берегу Каспия появился этот монстр

4 года назад
Дарья Лукьянова
Для чего в СССР создали экраноплан «Лунь», и как на берегу Каспия появился этот монстр

Для чего создавали «Каспийского монстра»: именно так прозвали первый советский экраноплан. С монстром и правда есть некое сходство: корабль даже в наши дни выглядит устрашающе. Увы, этой махине практически не удалось полетать: с распадом СССР проект спешно свернули.

Фото: artemspec/drive2.ru
Фото: artemspec/drive2.ru

Мы уже рассказывали, что у советских инженеров был далеко не один проект, который держали в секрете. Работа над экранопланами в середине ХХ века велась только советским конструкторским бюро, ничего подобного в других странах не существовало.

Фото: artemspec/drive2.ru
Фото: artemspec/drive2.ru

Сегодня в Дагестане можно своими глазами увидеть этот удивительный аппарат, о котором ходили легенды как в СССР, так и в других странах. На берегу Каспийского моря стоит старый экраноплан «Лунь», собранный в 1980-х годах. Этот корабль (а технически он был именно кораблем) был создан для транспортировки ракет: на борту могли разместиться шесть «Москитов». Его успешно испытывали пару лет, пока не началась перестройка. Тогда объемы финансирования военной отрасли значительно снизились, работа над подобными судами завершилась.

Как появились экранопланы

Первый экраноплан под названием КМ начал проходить испытания в 1966 году. Для этого был создан целый полигон в Каспийске, на берегу моря. Аббревиатура КМ, которая была написана на борту лайнера, расшифровывалась весьма банально ― «корабль-макет». Однако западные спецслужбы решили, что эти две буквы на боку огромного военного лайнера, способного летать и плавать по воде, обозначают «каспийский монстр».

Фото: artemspec/drive2.ru
Фото: artemspec/drive2.ru

Для начала давайте разберемся, что такое экранный эффект, ведь именно благодаря ему подобные суда могут летать. Он был открыт в двадцатых годах прошлого столетия, и тогда это было настоящей проблемой для авиаконструкторов. Фактически это воздушная подушка: воздушные массы, которые идут от крыльев летающего объекта, достигают горизонтальной поверхности, отражаются от нее и возвращаются обратно, позволяя поддерживать устройство в воздухе. Этот эффект появляется только на небольших высотах и над достаточно ровными поверхностями: землей или водой, но не над горами например.

Размеры экраноплана по сравнению с машиной. Фото: artemspec/drive2.ru
Размеры экраноплана по сравнению с машиной. Фото: artemspec/drive2.ru

Когда эта особенность полета была открыта, она стала настоящим камнем преткновения для строителей первых самолетов, ведь посадить воздушное судно при таком эффекте было сложно. Тем не менее советские инженеры решили использовать этот эффект себе на пользу, придумав транспорт, который был способен летать благодаря воздушной подушке.

Фото: artemspec/drive2.ru
Фото: artemspec/drive2.ru

Так и появилась идея создать экраноплан. У них есть свои преимущества перед самолетами, ведь все экранопланы ― амфибии, они могут садиться на любой водоем. Даже по своим техническим характеристикам экранопланы относят к морским судам, а не к самолетам, хотя внешне они больше похожи на авиалайнеры.

Восемь «Луней», которые так и не были построены

Корабль-макет (тот самый КМ, прозванный «Каспийским монстром») создавали под грифом «секретно» на заводе в Горьком (сегодня ― Нижний Новгород). Когда он был готов к первым испытаниям, его спустили на Волгу и переправили в воды Каспия. Отправка проходила также тайно: огромный лайнер накрывали маскировочной сеткой и перевозили исключительно с наступлением темноты. На тот момент это был самый крупный летательный аппарат в мире.

Корабль-макет. Фото: авиационная энциклопедия «Уголок неба»
Корабль-макет. Фото: авиационная энциклопедия «Уголок неба»

КМ тестировали на протяжении пятнадцати лет и весьма успешно. Но в 1980-м году произошла авария по вине пилота, который совершил ошибку, так как давно не сидел за штурвалом. Обошлось без жертв, но инженеры посчитали, что корабль-макет отжил свое: какое-то время он еще находился на плаву, а позже схоронился в морских водах.

Фото: artemspec/drive2.ru
Фото: artemspec/drive2.ru

Инженеры все же не забросили идею с экранопланами: они решили строить более совершенный транспорт ― 903 «Лунь». Всего было запланировано выпустить восемь таких самолетов-амфибий, но успели построить лишь один. Проект был весьма амбициозным: такие ракетоносцы могли легко подобраться к вражеским кораблям, они были способны отправить на дно даже авианосец, да и радары того времени попросту не могли заметить этого монстра.

Фото: artemspec/drive2.ru
Фото: artemspec/drive2.ru

На борт могли поместиться до 500 человек: это целый военный отряд, который можно было незаметно доставить в нужное место. К тому же летал он очень быстро, и даже современные боевые корабли сегодня не смогут соперничать с лайнером по своей скорости ― он превосходит их примерно в десять раз.

Фото: artemspec/drive2.ru
Фото: artemspec/drive2.ru

После распада Советского Союза «Лунь» остался где-то на военных складах Дагестана. Десять лет назад появилась информация о том, что Министерство обороны утилизирует все суда на воздушной подушке и возвращаться к строительству «Каспийских монстров» больше не будет. Однако позже было решено сохранить «Лунь» для истории: для этого жители Нижегородской области даже подписали петицию с просьбой оставить корабль для будущих поколений. Спустя почти тридцать лет корабль-пустышка, из которого удалили почти все оборудование, снова отправился в путешествие, но теперь не по Волге, а из Каспийска по морю: «Лунь» пришвартовали недалеко от Дербента, где сейчас строится парк «Патриот».

Если вам понравилась статья, почитайте о технологиях СССР, которые далеко опередили свое время.

Источники:

http://www.airwar.ru/enc/sea/k...

https://iz.ru/news/507349

http://imhonn.ru/peticii/7

Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍

Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy

Поделись с друзьями:
Поделиться
5112
Интересные статьи
  • Какая вера, религия и ритуалы в Австрии?
  • Правила въезда в Грузию для россиян в 2022 году
  • Какая национальная кухня, традиционные блюда и еда в Финляндии?
  • Топ-5 отелей Калужской области с бассейном
  • Туры Кипр на берегу моря лучшие
Опрос
Пользуетесь ли вы привилегиями Private Banking?
Да, ещё какНет, и не планируюЕщё нет, но близок/близка к этому
Проголосовало 196106 чел.
Смотреть все опросы
Я молодец,
я нашел ошибку!
1 / 3291

Фото дня: остатки церкви, разрушенной пожаром

Церковь XVIII века после лесного пожара. Кокино Милия, Греция.

Фото: Miloš Bičanski/Getty Images

4 года назад
  • Контакты
  • Правообладателям
  • О компании
  • Доставка
  • Служба поддержки
  • Реклама на сайте
  • Карта сайта
  • Правила проекта
  • Пользовательское соглашение
  • Журнал
  • Фото дня
  • Горящие туры
  • Новости
  • Путеводитель
  • Гайды и карты
  • Вопросы и ответы
  • Авиабилеты
  • Туры
  • Аренда авто
  • Экскурсии
  • Весь транспорт
  • Ж/Д билеты
  • Автобусы
  • Страховки
  • Отели
Скачай, чтобы не потеряться в поездке
qr код

Наведите камеру на QR-код, чтобы скачать

8 800 707 37 17 +7 495 004 43 50

© 2009-2025 TravelAsk. При цитировании материалов travelask.ru ссылка на сайт обязательна. Используя данный веб-сайт, Вы соглашаетесь с тем, что мы сохраняем и используем cookies на Вашем устройстве. Политика cookies.

Сообщить об ошибке
журнал
Сервисы
Поиск
Войти
Вдохновляйся
  • Журнал
  • Фото дня
Планируй
  • Горящие туры
  • Новости
  • Путеводитель
  • Гайды и карты
  • Вопросы и ответы
Бронируй
  • Авиабилеты
  • Туры
  • Аренда авто
  • Экскурсии
  • Весь транспорт
  • Ж/Д билеты
  • Автобусы
  • Страховки
  • Отели
Экономь
  • Букинг кэшбэк
  • Банковская карта
Задать вопрос
Оставить отзыв
Добавить фото
Скачай, чтобы не потеряться в поездке
  • О городах
  • Авиабилеты
  • Туры
  • Аренда авто
  • Экскурсии
  • Весь транспорт
  • Ж/Д билеты
  • Автобусы
  • Страховки
  • Отели
Ещё