Какой звук может выводить из себя сильнее всего? Одному человеку нестерпимо слышать постоянное треньканье уведомлений мессенджеров, другой не выносит стук длинных ногтей по клавиатуре, третий готов расправиться с нахалом, насвистывающим без конца одну и ту же мелодию. Но, пожалуй, одним из самых раздражающих звуков по праву является закадровый смех. Кто и зачем его придумал? Рассказываем нашим читателям.
Идеально для представителей творческих профессий и диктаторов
Такой навязчивый и раздражающий закадровый смех, оказывается, был придуман вовсе не в нашем веке, и даже не в прошлом. Впервые, если верить летописцам, подобный метод работы с аудиторией применили очень давно — в III веке до нашей эры. Отцом закадрового смеха можно по праву назвать драматурга-комедиографа Филемона, проживавшего в Элладе. Будучи человеком творческим, это деятель искусств не чурался вполне земных материй, в частности, успеха. О Филемоне никак нельзя было сказать, что он не от мира сего. Решать проблему со своей популярностью он решил немудрено: просто нанимал с завидной регулярностью людей, которые бы освистывали спектакли его конкурента, а также громогласно смеялись на постановках самого Филемона. Кстати, нанимать подставных зрителей не брезговал даже император Нерон. Странный, деспотичный, отличающийся жестокостью и непредсказуемостью, император питал слабость к аплодисментам. Поэтому активно сгонял на свои поэтические вечера бедных легионеров, которые, естественно, должны были ему громко рукоплескать.
Почему дурной пример заразителен
Но то были времена античные. А поистине золотой век наступил для закадрового смеха уже в веке XVI, во Франции. Не очень-то уверенный в своем таланте, а тем паче в благосклонности зрителей, поэт Жан Дюрат самостоятельно придумал, как получить успех у аудитории. Но в отличие от Нерона рычага власти над людьми у поэта не было, поэтому он прибег в каком-то смысле к подкупу. Жан Дюрат стал раздавать билеты на свои выступления бесплатно, но лишь с условием, что получившие их счастливчики будут громко и активно поддерживать его из зрительного зала. Быстро смекнув что к чему, другие поэты, актеры, а также музыканты прибегли к похожему трюку и не прогадали. А уже в XIX столетии даже появилась специальная профессия — клакер. Задача клакеров сводилась к тому, что за деньги они могли организовать как успех, так и провал любого представления. Рассаживаясь в толпе, они своим поведением как бы создавали определенную эмоциональную волну: от восторга до полного неприятия представления. Такое эмоциональное заражение, выражаясь современным языком, происходило для других людей чаще всего бессознательно. По сути, небольшая группа клакеров была движущей силой толпы. Всего несколько людей могли как провалить гениальный спектакль, так и возвести в ранг замечательного полную безвкусицу.
Не по-шаляпински
Однажды наш соотечественник Федор Шаляпин перед своим выступлением в Ла-Скала, знаменитом миланском театре, получил предложение от главы группы клакеров по поддержке его выступления. Конечно, за круглую сумму.
Напомним, дело было в 1901 году. Но русскому человеку что сейчас, что тогда такое предложение не может не казаться противным, ведь мы привыкли смеяться от души, а не по чужой указке. Словом, знаменитый певец так возмутился, что даже написал гневное открытое письмо во все самые крупные политические газеты Милана с рассказом о полученном им предложении. А еще со словами о том, что покупать аплодисменты — разбой и недостойно настоящего артиста, который несет свое искусство людям и ждет справедливой оценки. Кстати, выступление Шаляпина имело бешеный успех, и конфликт с главой клакеров ему вовсе не помешал, как бы ни пророчили такой исход злые языки.
Ситкомы и иже с ними
Пригодились клакеры и в начале 20-х годов прошлого века, когда вошли в моду радиоспектакли. Закадровый смех создавал атмосферу настоящего спектакля, потому был вроде бы даже уместен. Кстати, когда из радиоспектаклей выделился отдельный жанр с названием «ситком», то есть «комедия ситуаций», описанная нами технология стала его непременным атрибутом. Что интересно, ситком в какой-то степени и убил клакерство.
Когда ситкомы стали снимать на студии и делать по десять дублей одной и той же сцены, даже самые неутомимые клакеры уставали смеяться над одним и тем же, и их можно понять. Поэтому появление в 1953 году специальной «машины смеха», которую придумал звукорежиссер Чарли Дуглас, решило проблему. Гений звукозаписи записал образцы самых разных видов смеха и к каждой кнопке своей машины привязал определенную звуковую дорожку. Так, стуча по клавишам, Дуглас мог создавать неповторяющиеся комбинации хохота, которые звучали вполне реалистично. Но ведь человек тем и отличается от животного, что способен понять, что смешно по-настоящему, сам. Впрочем, и животные порой могут посмеяться.
В начале 90-х годов прошлого века создатели ситкомов все же вернули в залы публику, чтобы заинтересовать зрителей, подобная практика использовалась и в различных шоу. Но все же живой искренний смех, а не по чужой отмашке, всегда ценился аудиторией больше. В частности у нас, в России, закадровый смех так и не прижился. Возможно, дело в привычке: думать и решать, что смешно, а что не очень, мы привыкли сами, и гордимся этим. А как вы относитесь к закадровому смеху?
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy