Ничего идеального не существует. Ну разве что в нашем воображении, в соцсетях, а еще — на экранах телевизоров. Эту простую истину доказывают не так давно (в историческом масштабе, конечно) рассекреченные данные о полете Юрия Гагарина в космос. Триумф советской космонавтики хотя и заставил весь мир восхищаться и завидовать одновременно, был очевидным. Вот только в основе его лежал большой риск, нестыковки и ошибки.
Недосказанность о неудачах
Сразу оговоримся, что нам и в голову не приходит хотя бы минимально умалить заслуги тех, кто имел отношение к подготовке полета Гагарина, а перед ним самим испытываем искреннее восхищение. Но когда во всех советских СМИ звучали заявления о том, что все прошло без сучка и задоринки, «идеально», нельзя назвать это правдой по ряду причин.
Сам полет Юрия Гагарина на корабле «Восток» проходил не совсем по плану. Вот только известно это стало после 1991 года, так как начали постепенно исследоваться архивы, связанные с этим важнейшим историческим событием. До этого данные были строго засекречены.
Не вдаваясь в детали, можно сказать, что на начало 1961 года уже состоялось пять космических полетов (правда, человек в них не участвовал), и лишь один закончился безаварийно. Не большой процент удачного исхода, но об этом не писали и не говорили. Требовалось что-то предпринять, найти ошибки, исправить их, но политика была в то время важнее чем что-либо. СССР должен был выйти в космос первым и оставить США с носом. Поэтому было решено все же отправить в космос уже не животных, а человека. Окончательно в этом намерении утвердились после того, как в начале марта на корабле, являющимся копией «Востока», полетел манекен по прозвищу Иван Иванович и собака Чернушка. В этот раз все прошло гладко, и руководство решило рискнуть.
Сплошные неприятности
Когда Гагарин сказал при взлете свое всемирно известное «Поехали!», Сергей Павлович Королев воскликнул: «Мы все желаем вам доброго полета!» Это пожелание удачи еще очень пригодится отважному космонавту. Во-первых, имел место сбой в системе радиоуправления, во-вторых, на полсекунды позже расчетного времени произошло разделение третей ступени. В результате аппарат двигался с большей, чем нужно скоростью и набранная высота была уже явно не той, которая предполагалась. Если бы двигательная установка отказала, «Восток» смог бы затормозить и сойти с орбиты на пятые-седьмые сутки. Конечно, на «Востоке» имелось все необходимое для нормальной жизни пилота на этот срок. А вот отклонение от расчетной траектории грозило космонавту гибелью, поскольку этот срок увеличился бы более чем в три раза. Но этого, к счастью, не произошло.
Честь и хвала пилоту
Нужно отдельно отметить находчивость и стрессоустойчивость Юрия Гагарина. Даже когда во время полета случалось что-то непредвиденное, он реагировал самым оптимальным образом, не вдаваясь в раздражение, страх и тем более панику. Это касается как больших, так и маленьких неприятностей во время полета. О маленьких говорить не будем, поговорим лишь о серьезных проблемах и неполадках.
Во время полета был момент, когда произошло отключение тормозного двигателя, причем раньше расчетного времени. Это произошло из-за того, что в его клапане оказался небольшой брак, который почему-то не заметили при подготовке полета. Из-за этого азот стал под большим давлением поступать в магистрали надува, и «Восток» закрутило. Сложно даже представить себе, он крутился но со скоростью 30 оборотов в секунду. Этот страшный момент космонавт в отчете позже опишет как «кордебалет». Стараясь относиться к происходящему философски, Юрий просто наблюдал происходящее, причем с интересом.
Из-за мелких технических неисправностей и несоответствий Гагарин не мог оценить опасность того, что с ним происходит. К его чести, он делал все от него зависящее, чтобы полет завершился удачно. Когда отсеки корабля наконец разделились, аппарат находился над Средиземным морем. «Восток» продолжал двигаться, скорость вращения уменьшалась. Но росли перегрузки. Слышался подозрительный треск, ощущался явный запах горелого. Какие-то секунды Юрий Алексеевич думал, что это конец, но через несколько секунд все прекратилось. Каким-то чудом Гагарин остался жив.
Никакой красной дорожки и почестей
Правильный настрой космонавта позволил ему удачно завершить полет. Когда произошло катапультирование пилота, аварийный запас, расположенный в специальном контейнере, почему-то сорвался вниз. Так что в случае чего космическому первопроходцу пришлось бы обходиться без продуктов, лекарств и рации. Помимо этого, хотя бы спокойно осуществить посадку помешало еще одно обстоятельство: раскрылся и запасной парашют, и некоторое время уже так много переживший за этот день Гагарин летел спиной вперед. Лишь на высоте 30 метров его развернуло лицом, и он смог приземлиться, не получив никаких травм. Правда, случилось это опять-таки не там, где было запланировано. Если конкретно, то недалеко от деревни Смеловка. Прямо на свежевспаханное поле колхоза «Ленинский путь». Вот только героя (а иначе Гагарина назвать просто нельзя) никто не встречал с почестями, ведь его ждали чуть севернее другого села — Акатная Маза.
А Гагарин после всего пережитого сам погасил купола обоих парашютов и отправился на поиски людей. Ведь полет все же состоялся. Несмотря на все ошибки, несостыковки, риск и еще тысячу оговорок. СССР стал первым, все получилось, все обошлось. Так ли важно сейчас, что было не так и чем грозило? Стоит ли писать эти «если бы» и тем более обсуждать? Ведь все хорошо, что хорошо кончается. Да и победителей ведь не судят. Или нет, как вы думаете?
Узнайте, чему Юрий Гагарин научил саму королеву и как решил стать космонавтом.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy