Посмертные маски ― это завораживающая, но слегка пугающая традиция, которой придерживались столетиями разные народы. Мода на эти странные изваяния ушла лишь в начале ХХ века, вероятнее всего, причина этого исчезновения ― появление фотографии. Традиционно делался слепок лица для всех монархов, а также богатых и известных людей. Эти отпечатки, сделанные сразу после смерти, до сих пор хранятся в музеях. И среди этой коллекции есть лицо Шекспира, Ньютона, Суворова. Так откуда же появилась эта немного жуткая традиция?
Веками создание посмертных масок было примерно одинаково: лицо умершего защищали тканью, а затем наносили гипс, глину или воск. Через какое-то время, когда материал подсыхал, ее снимали и оставляли для потомков. Несмотря на то, что эта традиция может казаться кощунственной, она была совершенно обычной вплоть до ХХ века.
Сначала маски оставляли как наследие предков, однако со временем они стали служить основой для скульптур: благодаря гипсовой или восковой маске могла появиться статуя с реальными чертами умершего.
Эта практика была важна до того, как появилась фотография. Изготовление посмертной маски поручали известным и талантливым скульпторам. К тому же, это было недешево — сохранить себя или какого-то гения для потомков, поэтому позволить себе это могли лишь богатые. Но с появлением фотокамер маски превратились в ненужную реликвию, ведь лицо гораздо проще запечатлеть на пленку.
Ритуал имел сакральное значение: это был способ восстановить связь с прошлым или увековечить память мертвых. Тут стоит вспомнить самые известные маски древнеегипетских фараонов, которые, кстати, были не совсем посмертными, а, скорее, погребальными. Первые оставались в мире живых как память об ушедшем человеке, а погребальные маски создавались именно для того, чтобы хоронить в них усопших.
Самая известная из таких масок ― маска Тутанхамона. Это был не слепок с лица, а настоящее произведение искусства, над которым потрудился скульптор. Не всегда погребальные маски были правдоподобны и похожи на своего владельца: да и портретное сходство было совсем не обязательно. Здесь важнее был культ загробной жизни: так, в Древнем Египте верили, что душа после смерти сможет жить только при условии, если будет сохранено лицо.
Маски использовали в обрядах: например, сибирские народы, по всей видимости, создавали маски для похоронных ритуалов. Они разбивали или сжигали их по завершении процесса. Алеуты, например, для своих шаманов делали маски из китового уса или дерева. И в отличие от египтян хоронили в них для того, чтобы дух человека не вернулся и не беспокоил живых.
Так что, этой странной и немного жуткой традиции не одно тысячелетие, но в зависимости от верований в нее вкладывали разный смысл. Исследование древних погребальных масок позволяет установить физические данные людей, которые населяли эти территории. Ну, а более поздние посмертные маски могут воссоздать лицо человека: ведь художники зачастую «приукрашивали» своих моделей, когда писали их портреты, поэтому маски более правдоподобны.
Почитайте, как японец в наши дни делает жуткие реалистичные маски, которые позволяют полностью перевоплотиться.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy