С чем ассоциируется у вас школа помимо строгих голосов учителей, непременной линейки 1 сентября и необходимости сдавать экзамены? У каждого из нас будет свой собственный набор ассоциаций: как приятных, так и до сих пор вызывающих перемещение души в пятки. Но есть нечто общее: все мы сидели за партами, носили ранцы и писали белым мелом на школьной доске. Давайте узнаем кое-что новое из истории этих вещей.
Школьная парта была изобретена из-за проблем со зрением
Первое, чему учат первоклашек помимо соблюдения тишины в классе, — правильно садиться за парту. Пожалуй, это самый привычный предмет в школьной обстановке. А между тем он появился в школах лишь в конце XIX века. А до этого ученики сидели за обычными столами. Правда, в старину существовали все же достаточно эргономичные, как мы говорим сегодня, приспособления для письменных работ: поставец, секретер, а еще — конторка. Они-то и стали прототипом парт.
Кстати, основной причиной появления нового вида сидячего места для учеников послужили их проблемы со здоровьем, а именно — со зрением. Врач-гигиенист Ф. Ф. Эрисман еще в далеком 1870 году доказал, что учение портит зрение. Точнее, учение, когда тело школьников находится в физиологически неправильном положении. Энтузиаст предложил конструкцию собственного проектирования, и этот вариант так и вошел в историю как парта Эрисмана. У стола теперь имелся другой наклон столешницы, а еще он был соединен непосредственно со скамьей. В дальнейшем ссыльный студент П. Ф. Коротков еще больше усовершенствовал парту, сделав ее двухместной, а не одноместной, как это было раньше. Еще он предложил с боков парты прикрутить крючки для сумок, сделать откидную крышку, а внутри парты разместить удобные полки для учебных принадлежностей. Такими парты и дошли до наших дней.
Ранец: бегать и хулиганить стало удобнее
Такой привычный ранец, который школьники вскоре после начальных классов меняют то на модные рюкзаки, то на сумки, тоже имеет интересную историю. В деревнях, например, ребята долгое время ходили в школу с холщовыми котомками-мешками за плечами. Портфели в те времена еще были без ручек и служили аксессуаром служащих да чиновников. К концу XIX века ручки все же догадались приделать, и новый для школьников вид сумок приобрел популярность. А еще позднее, подсмотрев идею у армейских ранцев, производители снабдили ранцы лямками. Так у школьника освобождались обе руки, а еще это было куда полезнее для осанки.
Кошмар не коллективный, а индивидуальный
Кто из нас хоть раз не стоял перед школьной доской, мучительно вспоминая так некстати забытую формулу или теорему, проклиная эту черную поверхность? Отметим, что она тоже появилась в школах не так давно. Просто раньше у каждого ученика была собственная маленькая доска, на которой он выполнял задания, задаваемые учителем.
Но вот однажды директор шотландской школы Джеймс Пилланс в 1814 году на уроке географии соединил между собой несколько досок сразу: он хотел более наглядно изобразить карту для детей. Так и появилась большая классная доска. И если раньше, не выполнив задание или сомневаясь в его правильности, ученик затравленно склонялся над своей маленькой персональной доской, то теперь учеников стали вызывать к доске перед всем классом. Не всегда приятная процедура, особенно если не выучил уроки, но зато и вероятность ее стала меньше.
Иногда интересно узнать о предметах, которые окружают нас с самого детства, но об истории которых мы ничего не знаем. И представить, как будет, например, выглядеть класс в школе будущего столетия. А что бы лично вам хотелось изменить в своем школьном прошлом?
Также спешим поделиться тем, как выглядят школы в разных странах мира, а также историей школьной формы.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy