Кто из нас не замирал от страха, катаясь на американских горках! А между тем этой забаве, пусть и в более примитивном виде, уже несколько веков. И придумали ее вовсе не за рубежом, а у нас, в России. Давайте разберемся, как русские императрицы вошли во вкус такого вида экстрима и как приобщили к этому почти всех своих придворных.
Занятие «неблагопристойное», но уж очень веселое
Давно известно, что не все увлечения русских царей были разумны и аскетичны. А некоторые из них вообще включали в себя немалую долю экстрима. Например, зимнее катание с горок. Понятно, что такая забава была любима и простыми людьми, но царские особы подходили ко всему с размахом.
Известно, что уже при правлении Анны Иоанновны была возведена гигантская двухскатная горка из дерева, которую слуги раз за разом заливали, добиваясь идеального качества ледяной поверхности. Жена английского посланника в России леди Рондо в своем письме мужу называет эту забаву варварской, хотя и очень веселой. По ее словам, катание по такой горке на специальных санях было быстрым, как полет птицы, и невероятно захватывающим. Императрица каталась сама и невольно заразила своим весельем весь двор. Однако сама чопорная англичанка не захотела принять участие в таком «неблагопристойном» занятии, предпочитая наблюдать чужое оживление со стороны.
Кататься — так с размахом
Позже, во время правления Елизаветы Петровны, была создана гигантская катальная горка в Царском селе. Правда, императрица придумала интересную модификацию саней: их заменили специальные коляски на колесиках, которые двигались по проложенным рельсам. Так что теперь можно было веселиться таким образом и летом и зимой. И именно этот вариант горок стал в дальнейшем прототипом американских. Но во всем мире до сих пор называют их русскими. И в этом в общем-то не грешат против истины.
Строительство знаменитой горки Елизаветы Петровны шло долгих 12 лет под руководством Растрелли. А техническое обслуживание царского аттракциона обеспечивал знаменитый инженер Андрей Нартов. Представьте себе, высота горки составляла 20 метров, а скат был протяженностью целых 270 метров. Поговорка «Любишь кататься — люби и саночки возить» тоже была учтена: эту неблагодарную работу выполняли специальные катальные машины, которые приводили в движение лошади.
Чуть не закончилось бедой
А уже при Екатерине II, обожавшей катание с горок, был построен второй подобный развлекательный комплекс в Ораниенбауме. Правда, протяженность ската теперь уже составила рекордных 532 метра. Для тех, кто кататься не желал, не мог или просто негласно боялся, был предусмотрен другой вариант досуга — прогулка вдоль огромной галереи, опоясывавшей горку. Кстати, павильон, специально построенный для любимого развлечения Екатерины, так и был назван: Катальная горка. Он был очень изящен, прекрасно обставлен, в нем императрица часто проводила различные мероприятия, совмещая приятное с полезным.
Правда, однажды любимая забава чуть не стоила Семирамиде Севера жизни. Внезапно колесо ее тележки выскочило из колеи и случилась бы беда, если бы не граф Орлов, стоявший на запятках транспорта императрицы (в подобных устройствах дама всегда сидела, а сзади стоя размещался ее кавалер). Обладая феноменальной силой, фаворит опустил свою ногу в ту сторону, откуда выскочило колесо, рукой ухватил перила и остановил колесницу. И это не выдумки. Потому что известно, что Олову было под силу удерживать шестерых лошадей, а это мало кому под силу.
Так граф спас императрицу от неминуемой гибели. Неизвестно, охладела ли Екатерина после этого к своей любимой экстремальной забаве. Но ясно, что и по сей день катание с горок, пусть и не таких высоких, любят и дети и взрослые. Просто последние это тщательно скрывают. Хотя... какой русский не любит быстрой езды! Пусть даже с ледяной горки. А вы в детстве тоже любили подобное развлечение зимой?
Кстати, мы можем рассказать вам много интересного о других светских забавах прошлого.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy