Сегодня даже далекие от моды люди знают, что маленькое черное платье сделала популярным Коко Шанель. А появившаяся в нем Одри Хепберн в «Завтраке у Тиффани» сразу стала иконой стиля. Но вот что было с платьем до головокружительного успеха XX века — не менее любопытная история.

До Шанель
Когда-то приверженцами маленького черного платья были не дизайнеры или аристократы, а масса женщин из рабочего класса. Когда в октябре 1926 года Vogue представил эскиз черного платья-футляра до щиколотки с длинными рукавами от Коко Шанель, это было, конечно, смелым шагом. Редакторы Vogue отмечали, что оно «станет своего рода униформой для всех женщин со вкусом». Однако к тому времени маленькое черное платье уже было настоящей униформой многих женщин из простых семей. Более того, целью этой униформы было указание их социального статуса.
Когда низшие классы перенимают моду элиты, та часто реагирует резким изменением курса — вырез или подол резко поднимается/опускается, объемный силуэт сужается. Но иногда вместо того, чтобы быстро менять стили, высшие классы просто начинают носить одежду, от которой отказались бедняки.

Роскошь нового класса
Например, когда в XIV веке в европейских городах стали резко набирать вес купцы, свое положение и богатство они могли подчеркнуть только украшениями и драгоценностями: они шили одежду из бархата с золотой и серебряной отделкой, отороченную роскошными мехами. Тогда же аристократия, которая часто не могла превзойти средневековых нуворишей размерами дохода, перешла на более мешковатую и изношенную одежду. Эта новая мода служила тонким напоминанием выскочкам о том, что, хотя за деньги можно купить одежду, нельзя купить принадлежность к классу.

Синие джинсы — более свежий пример. Джинсы изначально были дешевыми и прочными рабочими штанами для шахтеров и фермеров. Они были де-факто униформой сельского рабочего класса. Но как только у мужчин из рабочего класса появился доступ к брюкам прет-а-порте, их джинсы начали появляться у послевоенной молодежи из пригородов, а затем и в модных бутиках. Так богатые снова присвоили себе одежду бедных.
Одежда прислуги
Маленькое черное платье весь XIX век было одеждой прислуги. До этого времени слуги носили все, что могли: часто старые вещи своих работодателей. Но в 1860-х годах британские высшие классы потребовали, чтобы их горничные обзавелись общей униформой: фартук и простое черное платье. Вскоре этому примеру последовали богатые американские и французские семьи.

Униформа рабочего класса
В 1892 году такая униформа стала обязательной и для продавщиц, поскольку до этого умеющая шить девушка вполне могла за несколько ночей создать себе платье будто бы сшитое на заказ у модистки. Нельзя сказать, что продавщицы встретили это требование спокойно: было даже несколько забастовок против черных платьев.

По этим причинам маленькое черное платье стало отличием определенного работающего класса. Благодаря швейной машине, бумажной выкройке и доступным тканям рабочий класс наконец-то мог одеваться как высшее общество, даже если им было разрешено это делать только в нерабочее время.
Месть леди
Тогда леди решили отомстить, одевшись как продавщицы и горничные. К началу 1900-х годов светские львицы, которые хотели выглядеть особенно молодо и стильно, надевали маленькие черные платья. Такие модели появились в модных журналах и на светских страницах за десятилетия до того, как платье Шанель опубликовали в Vogue.

Роскошная бедность
Хотя Коко Шанель не изобрела маленькое черное платье, она была достаточно проницательной, чтобы уловить основную тенденцию, сделавшую его популярным: la pauvreté de luxe, как она это называла, или «роскошная бедность». Женщины сегодня носят маленькие черные платья, чтобы чувствовать себя как Одри Хепберн или принцесса Диана. И вряд ли им приходит в голову, что в точно такой же униформе их предшественницы разносили подносы, заполняли полки товаром, складывали рубашки и работали на телефонном коммутаторе.
А вы любите маленькое черное платье?
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy