По следам футболистов сборной России
Денис Черышев — Чуйский тракт на Алтае
Денис Черышев играет за испанский клуб «Валенсия» и много путешествует по Испании — уже объехал всю страну, с юга до севера. Но Денис не забывает и о Родине — в начале зимы прокатился с семьёй на Алтай: кайфанул от сибирской зимы, проникся тишиной и перезагрузился перед новым сезоном.
Продолжительность: 3–5 дней
Длина маршрута: 474 км в одну сторону
Чуйский тракт входит в топ-10 самых красивых дорог по версии National Geographic. Когда поедете, не перепутайте — есть Алтайский край со столицей в Барнауле, а есть Республика Алтай со столицей в Горно-Алтайске, где и проходит Чуйский тракт. В республике так много природных достопримечательностей, что мы составили маршрут, в котором не придётся отклоняться от трассы. Идеальное путешествие для новичков — хорошая дорога, горы вокруг, каждые 20 км интересные места и развитая инфраструктура.
«Атмосфера уникальная, очень понравилось, особенно зимой. На Алтае понимаешь, какая у нас природа красивая в России. Здесь можно отключить голову и расслабиться. Ни о чём не думаешь. Мир останавливается и все проблемы где-то остаются — отлично перезагружает».
В Горно-Алтайск летают самолёты из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска и Красноярска. Цены на перелёт сильно зависят от сезона и от того, насколько заранее вы покупаете билеты. Можно прилететь как лоукостером «Победа» за 4000–5000 руб. в одну сторону, так и за 20 000 руб. в высокий сезон.
Машину для путешествия по тракту можно арендовать в Горно-Алтайске. Международных и сетевых контор нет, но региональные прокатчики составляют договор, и всё выглядит серьёзно. Хотя машины попадаются как и почти новые, так и десятилетней давности. Некоторые прописывают в договоре максимальный дневной пробег — 250 км, лучше арендовать машину без этого пункта. Иномарку-седан можно снять от 1000 руб. в сутки, кроссоверы и джипы — от 2000.
Если ехать по нашему маршруту и не сворачивать с Чуйского тракта, то проедет любая машина. Но надо ехать всё равно осторожно, особенно если нет опыта на горных дорогах: серпантины, перевалы и камнепады — смотрите в оба, и лучше не ездить в тёмное время суток. Если планируете сворачивать с трассы на горные грунтовки, то арендуйте джип.
На Чуйском тракте в основном расположены несетевые местные заправки, поэтому будет безопаснее залить полный бак в Горно-Алтайске, на «Газпромнефти». На горных дорогах надо очень внимательно следить за техническим состоянием машины. На топливо от «Газпромнефти» можно положиться: оно производится на крупнейших нефтеперерабатывающих заводах страны, а его качество контролируется на всех этапах транспортировки — от завода до автозаправочной станции.
Если заправиться более чем на 30 л на заправке «Газпромнефти» до 31 января 2021-го, то получите вдвое больше бонусов, чем обычно. Топливо можно оплатить через приложение «Сеть АЗС Газпромнефть» — не придётся даже выходить из машины, а значит, вы будете в максимальной безопасности. Плюс получите увеличенные бонусы за бесконтактную заправку.
Чуйский тракт — одна из самых сложных и красивых дорог в России. Она начинается в Новосибирске и взбирается серпантинами на перевалы, спускаясь к границе с Монголией. Чтобы не спеша проехать Чуйский тракт и осмотреть некоторые достопримечательности, хватит двух-трёх дней в зависимости от вашего темпа. Заложите ещё один день на обратную дорогу в Горно-Алтайск.
Отсчёт километров ведётся от Горно-Алтайска.
В России создано пять игорных зон, где можно проверить свою удачу на одноруком бандите и сыграть в покер офлайн — Калининградская область, Крым, Приморский, Краснодарский и Алтайский края. Поэтому путешествие на Алтай — не только сумасшедшая природа, но и возможность испытать удачу в единственном местном казино Altai Palace. Только не заигрывайтесь, а то потратите в первый день все деньги на путешествие.
Около 50 животных постоянно живут в центре разведения зубров. Летом их не всегда удаётся увидеть, потому что зубры разбредаются по огромной территории и не реагируют на посетителей. Зимой зубры охотнее подходят поближе к забору, откуда за ними наблюдают туристы.
Семинский — самый высокий перевал на Чуйском тракте, а Чике-Таман, несмотря на то, что на 400 м ниже, — самый живописный из-за большого количества обрывов вдоль дороги. На обоих перевалах обустроены обзорные площадки и кафе с видами на окрестные горы. После спуска с Чике-Тамана можно набрать воды в святом источнике Кара-Суу.
Двухцепной подвесной мост через Катунь у села Иня — первый мост такой конструкции в России. Он является памятником архитектуры. Туристы с удовольствием делают селфи с видом на бирюзовую Катунь и окрестные горы, стоя по центру моста. Это безопасно, потому что машины по нему уже не ездят.
Уникальное и редкое зрелище слияния двух рек. Со смотровой площадки отлично просматривается момент слияния и видно, как бирюзовая Катунь и грязно-серая Чуя какое-то время бегут рядом, не смешиваясь.
По мнению многих путешественников, этот 12-метровый водопад на реке Нижний Карасу — самый живописный на Чуйском тракте. Если времени не очень много, достаточно посетить только его и не пробираться к другим водопадам.
Небольшое озеро, окружённое лесом, притягивает туристов из-за необычного состава воды: прозрачной на поверхности и бирюзовой на дне. Узоры морского дна также меняются со сменой течений подводных источников. Чаще всего эти процессы можно застать утром — поэтому приходите с термосом чая и бутербродами завтракать на озеро и залипать на удивительные бирюзовые узоры.
В девяти километрах от села Чаган-Узун, в долине реки Кызыл-Чин, вы увидите багряно-красные горные цепи — это Красное ущелье, которое прозвали Марсианской долиной. В этом районе около 90 млн лет назад было древнее море.
На Алтае понимаешь, какая у нас природа красивая в России. Здесь можно отключить голову и расслабиться. Ни о чём не думаешь.
Девятитысячное село, в котором живут в основном казахи, — возможность сменить рацион и поесть бешбармака, казы и запить это всё кумысом. От Кош-Агача начинается дорога на высокогорное плато Укок. Можно ещё съездить посмотреть Алтайский Стоунхендж — мегалитический комплекс, предположительно, древней обсерватории. В этой местности очень много солнечных дней, поэтому даже если будет холодно, то не будет уныло.
На майские праздники и в выходные летом можете оказаться в ситуации, когда в радиусе 100 км все гостиницы забронированы, особенно вблизи трассы. Если едете в пиковый сезон, то планируйте поездку заранее.
На Алтае есть несколько вариантов для ночлега:
- обычные гостиницы — находятся в населённых пунктах, стоят дорого, вокруг много людей, в них комфортабельно;
- турбазы — могут располагаться как в сёлах, так и в небольшом отдалении от них, поэтому вы будете жить ближе к природе. Дешевле, чем гостиницы, но менее комфортабельные;
- кемпинги — для тех, кто хочет сэкономить, но всё же жить с комфортом: душем, беседками, туалетом и костровищем. «Дикие» туристы могут поставить палатку где угодно, но надо понимать, что на Алтае встречаются медведи;
- глэмпинг — максимальное погружение в природу с комфортом гостиницы. Модный формат добрался и до Алтая. Два глэмпинга находятся в Кош-Агаче: «Лес и море», «Сайкол» — работают только с июня по середину сентября. Это отличные места, чтобы зависнуть на один-два дня в живописных местах, отдохнуть с дороги и двинуться в обратный путь.