Когда говорят, что отечественному автопрому нечем похвастать, это не совсем верно. Массовый сегмент действительно был вне всякой критики, а вот авто, которые выпускали для спецслужб, по крайней мере по мощности могли составить конкуренцию зарубежным образцам.
По спецзаказу
Автомобили по спецзаказу производили и ГАЗ, и ВАЗ. Разрабатывать их начали с самого момента запуска в стране машиностроения, но особой популярностью они стали пользоваться после Великой Отечественной войны во время противостояния США и СССР. Спецслужбы использовали их для слежки за сотрудниками посольств или теми, кого подозревали в шпионаже. Внешне они не должны были отличаться от серийного авто — так было проще сохранить конфиденциальность, но вот их внутреннее наполнение было совсем другим. Этот же принцип соблюдали в США: невзрачность была ключевым требованием маскировки.
Секрет спецавто скрывался под капотом: естественно, они обладали более мощным двигателем. Основой для создания машин с повышенным КПД стало изобретение еще в 1920-х — роторно-поршневой двигатель увеличенной мощности, который придумал немецкий инженер Феликс Ванкель. Далее технологическое первенство в этой инновации перешло к Японии: авто с РПД выпускала Mazda. Как в любом промышленном шпионаже, главным было получить образец для копирования. В 1960-е советские конструкторы получили возможность изучить закупленные образцы и через несколько лет презентовали свой собственный односекционный агрегат. Еще около 10 лет ушло на доработку двигателя, который потом монтировали под капот всех машин КГБ. Справедливости ради стоит сказать, что промышленные секреты не только крали, но и делились ими с дружественными странами.
Роторы и «догонялки»
АвтоВАЗ создал на роторном двигателе Ванкеля седан ВАЗ-21079, на котором ездили и МВД, и КГБ. До 100 км можно было разогнаться за 9 секунд, а максимальная скорость составляла 180 км/ч. Такой двигатель расходовал много топлива и масла, но благодаря ему это была самая быстрая машина страны.
Более быстроходную «Победу» для КГБ создали в середине 50-х: у нее была почти вдвое больше стандартной мощность — 90 лошадиных сил, что позволяло ей разогнаться до 100 км/ч за 30 секунд. Максимальная скорость равнялась 132 км/ч. Крышка багажника открывалась изнутри и могла защитить от обстрела.
Одной из самых массовых «догонялок» был ГАЗ-23, созданный на базе ГАЗ-21. Всего было выпущено 600 таких машин, которые разгонялись до 170 км/час и имели 195 «лошадей» под капотом.
Роторные «девятки» и «девяносто девятки» от АвтоВАЗа выпускались уже после распада СССР и продавались свободно, но проблемой стал малый ресурс — всего 50 000 километров, поэтому уже в 2001 конструкторское бюро роторных двигателей было закрыто.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy