Судьба подводных лодок обычно незавидна: довольно короткий — около 20 лет — срок службы и полное забвение и утилизация. Однако посреди волжских степей находится интересное исключение из этого правила: подводная лодка Б-307 — звезда Паркового комплекса истории техники имени Сахарова, прибывшая из Кронштадта. Как же она оказалась так далеко от места базирования?
На боевом дежурстве
В апреле 2005 года закончилось двухлетнее путешествие этой подлодки длиною в 2200 километров. Выпускать такие судна начали в 1973 году в Нижнем Новгороде, и за 9 лет было выпущено 18 лодок. Особенностью этой модификация стала возможность поражать надводные цели, лодки были оснащены ядерным боезапасом и могли выполнять боевые задачи в любых широтах мирового океана.
Эту субмарину Б-307 построили в 1980 году, а уже зимой следующего года она заступила на боевое дежурство. Согласно техническим документам, срок службы таких подлодок составлял минимум 22 года. В 1990-х годах она должна была пройти капитальный ремонт, но из-за недостатка финансирования он не был окончен. Подлодку отправили в очередь на утилизацию. Сегодня все субмарины этого типа выведены из боевого состава ВМФ России.
Дорога домой — в волжские степи
Однако так и не дождавшаяся утилизации лодка в 2003 году заинтересовала руководство «АвтоВАЗа», которое планировало устроить на прилегающей к заводу территории технический музей. Стоимость покупки составила 768 тысяч рублей. Далее ей предстоял долгий путь, а фактически, возвращение в волжские степи, где она и была когда-то изготовлена.
Первым препятствием были шлюзы на Ладожском, Онежском и Белом озере, потом предстояло пройти несколько разводных мостов в Санкт-Петербурге, но самая интересная часть пути была сухопутной. Решить эту задачу помог 90-метровый настил, с его помощью 9 военных тягачей протащили подлодку последние 4,5 километра. Впечатляюще выглядело преодоление автомобильной магистрали Тольятти-Приморский и канала сточных вод местного химзавода. После 15 часов установки и крепления Б-307 стала, наконец, экспонатом музея.
Музей технического гения России
Организация перевозки из Кронштадта и инженерный расчет операции — заслуга Сергея Прохорова, тогда заместителя директора предприятия. Сам же музей-парк был создан по идее вице-президента «АвтоВАЗа» Константина Сахарова и сегодня носит его имя. На 38 гектарах бывшей свалки сегодня размещены более 450 экспонатов техники российского производства. В 2003 году парк пополнился образцами космической техники, в том числе марсоходом. Сегодня парк — одно из любимых мест отдыха жителей Тольятти и туристов, а внутри подводной лодки проводят экскурсии. Кроме того, периодически организуют лекции по истории техники и динамические показы тех образцов, что еще на ходу.
Вы можете узнать, что стало с норвежской подводной лодкой и почему ее считают крайне опасной.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy