Бывают ли вредные герои из мультфильмов обаятельными? Да. А запоминающимися и харизматичными? Конечно. И сегодня наш журнал предлагает поговорить о самой вредной и действительно незабываемой мультяшной старушке — о Шапокляк. Мы вместе с вами разберемся, как Эдуард Успенский придумал этот персонаж и почему Шапокляк нельзя осуждать за ее каверзные проделки.
Отомстить через книгу
Пожалуй, только у писателей и художников есть уникальная возможность: отомстить тем, кого они, мягко говоря, не любят через свое искусство, написав произведение с обидными намеками или изобразив недруга в своей новой картине. Не раз и не два «жертвами» творческих мужчин становились их жены. Но если Пикассо, например, разлюбив свою жену Ольгу Хохлову, стал изображать ее каким-то чудовищем, то Эдуард Успенский использовал преувеличенные черты своей жены в создании образа Шапокляк.
Обе виноваты
Семейная жизнь — дело всегда непростое, а уж тем более когда один из пары — человек творческий. Брак Успенского с первой женой Риммой Успенской продлился 18 лет и никогда не был полон счастья и гармонии. Всю жизнь плохо отзываясь о собственной супруге, которую прежде так настойчиво звал замуж, писатель наделял ее крайне негативными чертами. В то же время признавая себя далеко не идеальным спутником жизни, во всех бедах винил именно Римму. Атмосфера в семье была накаленной, сложной, рождение ребенка не изменило ситуацию в лучшую сторону. А Успенский впоследствии так и говорил, что вредный, строгий характер своей героини списал именно с супруги. Дочь писателя так и не простила ему его отношение к матери и его постоянные обвинения. Нелестно писатель также отзывался и о своей родной матери, называя ее «дамой, вредной во всех отношениях». Кстати, «неудачный» выбор первой жены Успенский опять-таки объяснял «вредным» примером матери, якобы подсознательно он выбрал женщину такого же типажа. Сам он в этом, естественно, был не виноват. Так что Шапокляк вместила в себе, по его признанию, черты обеих женщин из его жизни, но в основном все же — черты первой жены.
Подсказка в названии
Мультипликационный же образ вредной старушки возник в голове художника Леонида Шварцмана практически моментально. Его теща, дама старого уклада, была женщиной со строгим стилем в одежде, пучком седых волос и прямой осанкой. А дополнительную подсказку Шварцман, по его словам, получил в самом слове «шапокляк». Мы уже писали, что так назывался складной цилиндр в XIX веке. Художник сразу представил старушку этом черном головном уборе, а воображение прибавило белоснежное жабо, манжеты и черный же цвет всего остального ее костюма.
Не все так однозначно
Если присмотреться к Шапокляк, ее «старорежимному» облику, невольно думаешь о дамах, подобных теще Леонида Шварцмана. Их жизнь была чередой лишений, потрясений и потерь. Но они сохраняли на всю жизнь прямую осанку, достоинство и присутствие духа. Возможно, не у всех из них был покладистый характер, скорее, наоборот. Но вся эта «вредность» и строгость объяснима и не должна осуждаться. А что касается «мультяшной» Шапокляк, то нельзя не восхищаться ее энергичностью, изобретательностью и деловитостью. Она невероятно целеустремленная, нежно любит свою крысу Лариску и где-то в глубине души просто хочет быть нужной. Предпочитает не рассуждать, а действовать. А уж проблему с ремонтом в школе решила именно Шапокляк, как и наказала браконьеров абсолютно заслуженно. Неугомонная старушка однажды даже принимает в мультфильме решение начать новую жизнь. И как-то и тени сомнения не остается: у нее получится.
Жаль, что мультфильмы про нее не снимают дальше. Автора больше нет в живых, а написать не менее талантливое продолжение вряд ли кто-то сможет. Да, в основе образа Шапокляк лежат необоснованные обиды и месть, но образ ее давно уже словно живет сам по себе. И в нем нет места злым чувствам, а есть милая вредность, чувство юмора и любовь множества детей и взрослых постсоветского пространства.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy