Что для ребенка самое страшное? Все индивидуально: один боится темноты, другой в ужасе от стоматологов или воды. Но все же у поколения 90-х были и коллективные страхи. Какие? Предлагаем вам вспомнить о том, как «двойник» Ельцина, робот-преследователь и черт пугали детей и почему тогда нам было так страшно, а сейчас даже немного смешно.
Очень страшно, но остановиться невозможно
Самый ужасный персонаж для всего поколения 90-х — это, конечно же, незабываемый Фредди Крюгер. Его образ порой заставлял миллионы детей и подростков не спать целую ночь и успокаивать свое слишком живое воображение. Конечно, детям такое лучше бы и не смотреть вовсе, но соблазн был слишком велик. Главный герой своим видом заставлял нервно сглатывать не только несовершеннолетних, но и вполне взрослых зрителей. Впоследствии Борис Юрьевич Грачевский использовал образ Фредди Крюгера в юмористическом журнале «Ералаш». Подход был верным: ведь чтобы перестать чего-то бояться, над этим нужно посмеяться. Но и такой «юморной» способ помог не всем. И до сих пор этот кошмар с улицы Вязов вызывает мурашки и желание выключить. Вот только досмотреть еще пять минуток. Ну, или уж до конца, ведь теперь-то бояться вроде и нечего взрослому человеку.
Не Ельцин, но все равно страшно
Зловещее гипсовое лицо устрашающего вида в качестве заставки к телепередачам помнят, пожалуй, все. Оно регулярно появлялось на экране на протяжении целых семи лет: с 1990 по 1997 годы. Впечатлительных детей каждый раз успокаивали, говоря, что это просто изображение, но жутковатая гримаса, появляющаяся из тьмы, все равно пугала.
Кто же придумал такую «страшилку»? Не имея каких-то скрытых намерений, Владислав Листьев, бывший основателем компании, совместно с женой решили, что нужно сделать какую-то оригинальную и символичную заставку. Супруга Листьева Альбина в то время трудилась в Музее искусства народов Востока и сразу предложила маску философа Го Сяна. Этот древнекитайский мудрец был изображен с жабой на голове. И это не было издевкой, ведь у китайцев жаба является символом мудрости и благополучия.
Все бы ничего, но жабу опознать в странном бугорке на голове было не слишком реально. А философу еще и зачем-то убрали уши. Но что самое интересное, немало людей «опознали» в выплывающей маске лицо Бориса Ельцина, да еще с не самой приятной коварной улыбкой. Со временем заставку несколько раз меняли, и жабу наконец-то стало можно идентифицировать. Но выплывающее из темноты гипсовое лицо все равно порой заставляло вздрагивать детей. И морщиться взрослых.
Робот-преследователь из «Ну, погоди!»
Советский аналог мультфильма «Том и Джерри» знаком всему поколению 90-х годов. Волк много серий подряд не теряет надежды съесть зайца, а тот — сбежать и жить спокойно. Обе стороны проявляют редкую находчивость и попадают в разнообразнейшие передряги и творчески из них выходят. Наверное, одной из самых динамичных серий является та, где приключения начинаются в Доме юного техника. Поначалу симпатичный робот, выучив слова «заяц-волк», слоняется вслед за волком и все же выводит его из себя. От души ударив того, волк накликивает беду сам на себя, создавая робота-монстра. Мораль понятна: «как аукнется — так и откликнется».
Но для советских реалий этот мультик вышел слишком жестким, полным агрессии. Заяц-робот с красными глазами и квадратной головой снился не одному и не нескольким детям. Нынешние дети сочли бы этого преследователя серого хищника смешным и безобидным на фоне современных-то мультиков. А вот для поколения 90-х это было нередким ночным кошмаром.
С чертом, конечно, переборщили
В советское антирелигиозное время чертей было принято не бояться и вообще сомневаться в их существовании. Максимум имя лукавого использовалось в ругательствах. Подобное же отношение сохранялось во многих семьях и в 90-х годах прошлого века. Черти изображались не страшными, а недалекими и смешными. Поэтому и дети относились к ним снисходительно, с улыбками, зная, что добро все равно победит. Исключением стал замечательный мультфильм «Как казаки на свадьбе гуляли». Художник, обладая несомненным талантом, в этот раз решил изобразить нечисть максимально страшной. И ему это с блеском удалось. Черти, ведьмы и прочая нечисть вышли настолько гадкими и ужасными, опять же по меркам детей 90-х, что заставляли многих детей закрывать глаза и ждать скорейшего окончания мультика. Особенно художнику удался главный предводитель нечисти — с большими ушами, гигантским головой-туловищем и зловещей мимикой.
Нас, вчерашних детей 90-х, давно «закалили» современные фильмы, полные страшных эпизодов. И теперь мы смотрим на эти страшные в прошлом кадры с улыбкой, сразу начиная вспоминать свои самые счастливые годы. Как и первый фильм ужасов, зловещая заставка теперь не пугает, робот кажется даже немного милым, а персонаж черта в какой-то степени уникальным и харизматичным. Но на то оно и детство, чтобы бояться странных вещей, а позже о них ностальгировать.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy