В XIX веке вполне можно было прийти в ателье и сфотографироваться с родственником, которого давно нет. И пусть это был обман, но в него верили очень многие. Этот жанр съемки даже получил название спиритическая фотография, и изобрел ее американец Уильям Мумлер, увидев в изъяне первых снимков золотую жилу.
Откуда взялись духи на фото
Конечно, призрачные силуэты на фото появились еще до Мумлера, однако именно ему удалось превратить их в заработок. Одна из самых известных фотографий такого типа ― снимок принца Артура, сына королевы Виктории, сделанный в 1854 году.
В то время на создание одной фотографии уходило несколько минут, и все это время необходимо было сидеть совершенно неподвижно. Когда фотограф делал портрет четырехлетнего принца, к нему заглянула няня: она была обеспокоена тем, что ребенка усадили на высокий постамент. Ее силуэт попал в кадр, портрет получился весьма жуткий, словно мальчик сфотографировался с призраком покойной прабабушки. Но на самом деле все дело в длительной технике съемки. И некоторые решили воспользоваться такой «недоработкой» первых снимков.
Гравер, ставший медиумом
Уильям Мумлер работал в ювелирной мастерской гравером, и его хобби была фотография. Однажды он плохо промыл светочувствительные пластины из стекла, из-за чего на следующем снимке отпечатался силуэт человека с предыдущего кадра. Снимок из-за этого выглядел весьма жутко, создавалось впечатление, что камера сняла привидение. И Мумлер решил, почему бы не превратить этот силуэт в реальный призрак, да еще заработать на этом денег?
В итоге Мумлер открыл свое ателье, где его жена стала устраивать сеансы спиритизма. Он фотографировал клиентов, а сзади них был всегда силуэт ― дух умершего близкого. Мумлер буквально обогатился, ведь это было начало 1960-х, когда в Штатах бушевала гражданская война, и люди пытались всячески найти утешение после своих утрат. А поговорить с умершим, попросить у него прощения и даже увидеть его на фотографии было неплохим способом успокоиться.
Как сфотографироваться с призраком
Это сегодня сделать призрака на фото сможет любой, кто хоть немного знаком с Photoshop. Но в прошлом все было гораздо сложнее, ведь нельзя случайно попросить зайти кого-то в кадр во время спиритического сеанса. Поэтому Мумлер основательно готовился. Например, накануне сеанса он проводил фотосессию, приглашая на нее людей, похожих на погибших, или стараясь им наложить грим. Этот обман сегодня весьма прост ― это двойная экспозиция, совершенно непонятная вещь для XIX века, и такая понятная для современных фотографов. Мумлер делал заранее фотографии, и использовал их позже во время сеанса с безутешным клиентом.
Иногда он шел и на более отчаянный шаг: нанимал домушников, которые воровали фотографии из дома клиентов, и использовал их для создания своих снимков с призраком. Периодически на портретах появлялись даже его клиенты в образе призраков: Мумлер использовал снимки с предыдущих съемок. Иногда образ получался размытым (если не удавалось найти подходящую модель), тогда жена Мумлера, медиум по совместительству, объясняла это очень просто: дух не хотел идти на контакт. И им верили: в ателье приходили безутешные матери, сестры и жены, как богатые, так и бедные американцы.
Разоблачение и суд
Мумлер стал настоящей знаменитостью в Бостоне, а позже перебрался в Нью-Йорк, где также открыл свое ателье. Конечно, далеко не все верили в волшебство Мумлера и его супруги, особенно фотографы: они считали, что он порочит их профессию. Также не верили и журналисты, и один из них и разоблачил великого медиума.
Однажды в ателье Мумлера пришел корреспондент из нью-йоркской газеты (возможно, даже по приказу мэра), который рассказал печальную историю о смерти своего родственника. Как и обычно, жена вызвала его дух, а Мумлер сфотографировал. Однако на снимке оказалось, что призрак совершенно не похож на умершего, да и вообще родственник журналиста жив-живехонек! Это позволило завести на Мумлера уголовное дело.
Правда, посадить фотографа так и не удалось: на любое обвинение приходилась хорошая защита, и было огромное количество людей, которые действительно верили, что Мумлеру удалось пообщаться с их близкими. В конце концов, он же дарил им утешение и спокойствие. Так что мужчину в итоге отпустили.
Несмотря на то что Мумлер так и не оказался за решеткой, его репутация медиума была окончательно уничтожена. Но все же около десяти лет ему удалось припеваючи обманывать людей (а кому-то дарить такое необходимое успокоение) и даже породить такой жанр, как спиритическая фотография. У Мумлера было огромное количество последователей. Например, известно, что Мэри Тодд, жена Авраама Линкольна, обращалась к Мумлеру, и у нее даже была фотография с покойным президентом.
Современные фотографы тоже умеют делать волшебные фотографии буквально из ничего. Недавно мы показали, как делают свои сказочные снимки 16 фотографов. Если вам больше нравятся ретроснимки, то посмотрите подборку о том, как в XIX-XX веках ездили на зебрах.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy