В 16 веке между римской статуей Паскуино и венецианским Горбуном с Риальто завязалась оживленная переписка: они обсуждали политику властей, городских правителей и церковников. А стоял за этим диалогом один человек — Пьетро Аретино, которого считают отцом европейской журналистики.
Первый журналист Европы
Не имея возможности создать в 16 веке фейковый аккаунт и реализовать свое право на свободу слова, римляне придумали оригинальный способ выражения собственного мнения, размещая сатиры и пасквили на статуях, прозванных говорящими. Настоящий звездой этого жанра стал писатель Пьетро Аретино. Его эпиграммы становились настолько популярными, что многие правители пытались его подкупить, лишь бы он не писал о них. Своими произведениями Аретино настроил против себя римских пап настолько, что ему пришлось бежать из Вечного города, опасаясь покушения.
Аретино обосновался в Венеции, и теперь заговорили уже венецианские статуи. А поводов для жалоб и обличений была масса. В отсутствии газет выражать свою точку зрения на происходящее можно было только в произведениях. Чтобы не поплатиться жизнью за свободу слова, делать это было лучше от лица статуй.
Свобода слова от Горбуна из Риальто
Нельзя было найти лучшего глашатая, чем статую Гоббо (Горбуна) в самом оживленном районе рынка Риальто. Созданный в 1541 году Пьетро да Сало Гоббо «сгорбился» под небольшой мраморной лестницей-пьедесталом, используемой для важных объявлений. Гоббо считался избавителем преступников. Часто наказанием за мошенничество было пробежать от Сан-Марко до Риальто голышом; в это время любой желающий мог бить преступника плетью или палкой. Только достигнув Гоббо, преступник мог вздохнуть спокойно.
Судя по всему, римский Паскуино решил вмешаться в венецианскую политику, отправив сообщения Горбуну с Риальто. Они обсуждали венецианскую политику и церковный произвол, автором этих сообщений был, конечно, Аретино. Потом и простые венецианцы стали отправлять Горбуну послания, используя обычную почту.
Посылка для синьора Риобы
Получал почту и другой венецианский синьор — Антонио Риоба с Кампо-деи-Мори. От лица этой статуи также размещали сатирические произведения, но часто шутили и над почтальонами, отправляя громоздкие и тяжелые посылки синьору Риобе в Венецию. Почтальоны интересовались в соседних домах, где найти адресата, а в отчет получали насмешки. Посылки и письма, адресованные Риобе, получали живущие по соседству «друзья синьора». Они и размещали на статуе присланные опусы. В 1848 году даже была открыта сатирическая газета «Тень синьора Антонио Риобы».
Однако больше всего рисковали те венецианцы, которые размещали свои произведения на статуе продавца дынь из Марокко, расположенной около Дворца дожей. Такое центральное расположение было опасно, но, возможно, позволяло быстрее достучаться до властей города.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy