Кора вымирающего хинного дерева, которое растет в тропических лесах Анд, когда-то вылечила малярию и стала источником энергии для Британской империи. Теперь о нем заговорили как о помощнике в борьбе с новой болезнью. Но проблема в том, что оно исчезает на глазах.
Где найти это дерево, и в чем его ценность
Национальный парк Ману, раскинувшийся зеленым ковром на стыке Анд и бассейна Амазонки на юго-западе Перу, является местом, где вы можете увидеть один из немногих оставшихся экземпляров хинного дерева. Оно, увы, под угрозой исчезновения. Для неподготовленного глаза тонкое 15-метровое дерево может сливаться с густым лабиринтом. Но цветущее растение, которое произрастает в предгорьях Анд, на протяжении веков рождало множество мифов и определяло человеческую историю.

«Возможно, это не совсем известное дерево, — сказала биолог Натали Каналес. — Тем не менее соединения, извлеченные из этого растения, спасли миллионы жизней за всю историю человечества». Кора именно этого редкого дерева дала миру хинин — первое в мире противомалярийное лекарство. И хотя открытие хинина было встречено миром с волнением и подозрением сотни лет назад, в последнее время медицинские производные этого дерева оказались в центре еще одной горячей глобальной дискуссии. Синтетические версии хинина, такие как хлорохин и гидроксихлорохин, рекламировались и широко обсуждались как возможные методы лечения нового коронавируса.

Что говорит легенда
Согласно рассказам, хинин был открыт как лекарство от малярии в 1631 году, когда графиня Чинчон, испанская дворянка, бывшая замужем за наместником Перу, почувствовала себя больной. Высокая температура и сильный озноб — классические вестники малярии. Казалось, графине уже ничем не поможешь. Но наместник дал своей жене смесь, приготовленную священниками-иезуитами из коры андского дерева, смешанной с гвоздикой, сиропами из листьев розы и другими сушеными растениями. Графиня вскоре выздоровела, а чудесное растение, которое вылечило ее, было названо в ее честь хинной. Сегодня это национальное дерево Перу и Эквадора.

Ценность этого растения резко возросла в XIX веке, когда малярия была одной из величайших угроз, с которыми сталкивались европейские войска, дислоцировавшиеся в зарубежных колониях. «Европейские солдаты, участвовавшие в колониальных войнах, часто умирали от малярии, — сказала биолог. — Такие лекарства, как хинин, позволяли солдатам выживать в тропических колониях и побеждать в войнах».

Каково его влияние теперь
Недавно Всемирная организация здравоохранения остановила исследования синтетического потомка хинина в качестве возможного средства лечения коронавируса из-за опасений по поводу безопасности. Несмотря на то что препарат сейчас разрабатывается в лабораториях, а не добывается из леса, биологи говорят, что защита хинного дерева и находящейся под угрозой исчезновения «мировой аптеки» имеет решающее значение для открытия новых лекарств в будущем.

Многовековой спрос на кору хинного дерева оставил заметный след на ее естественной среде обитания. В 1805 году исследователи задокументировали 25 000 деревьев хинного дерева в Эквадорских Андах. В той же местности сейчас насчитывается всего 29 деревьев.
«История с хинином показывает, что биоразнообразие и здоровье человека идут рука об руку, — говорит один из исследователей. — Люди часто думают о средствах на растительной основе как об альтернативной медицине, но именно растениям мы обязаны значимыми медицинскими открытиями в истории человечества».
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy