Основанный на Волге, город Плес был крупным центром торговли ровно до 1871 года, когда железная дорога от Иванова была проложена не до него, а до Кинешмы. С этого времени городская торговля значительно сократилась. Всему виной лобби купцов из Кинешмы.
Гордость жителей Волги
Поначалу необходимость железной дороги никто и не отстаивал: жители Плеса привыкли к выгодному расположению города на одной из главных русских артерий. Именно в том месте, где Волга перестает петлять и хорошо просматривается во всех направлениях, и была заложена в 1410 году первая деревянная крепость. Русло реки в этом месте было с секретом: по дну проходили две каменные гряды, что позволяло местным лоцманам либо собирать пошлину за проезд, либо требовать пропускную грамоту.

Благодаря выгодному расположению на Волжском торговом пути город быстро и активно рос: открывались заводы и пивоварни, склады и лавки. К XVIII веку было уже семь каменных церквей. Жизнь в город приносила Волга, а точнее перевалочный пункт зерна, который располагался в порту. В городе было целых две товарных пристани: одна только для хлеба, другая — для остальных видов товаров. Зимой во время отсутствия навигации зерно возили на санях.
Кинешма vs Кострома
Настоящая баталия лоббистов развернулось, когда правительство должно было решать, через какой город продолжать железную дорогу от Иванова. Баталия, в которой Плес даже не участвовал. Потенциал предприятия разглядели купцы из Кинешмы и из Костромы. Депутаты этих двух городов ездили в Петербург и Иваново, пытаясь протолкнуть свой вариант. В итоге победила Кинешма. Есть предположение, что плесские купцы намеренно откупились от железной дороги, считая, что она разорит владельцев гужевого транспорта.

Урон от этого решения Плес почувствовал моментально. Первыми потеряли работу владельцы гужевого транспорта, потому что дорого стало возить хлеб на лошадях, когда можно было разгрузить его в Кинешме и дальше транспортировать по железной дороге. Вторыми пострадали мельники, объем работы которых значительно сократился. Прошло немного времени и торговой люд, и купцы переселились из Плеса в Кинешму, а район, где они обосновались, стали называть Плесские дворы.
Плес для дачников, а не торговцев
Второй раз железная дорога обошла Плес в 1895 году, когда Министерство путей сообщения задумало построить второй подход к Волге для этого района. На этот раз ветка должна была пройти в четырех километрах от города, около владений фабриканта Горбунова, которого такое будущее соседство совсем не радовало. После его протеста проект был переделан, что значительно затянуло работы. Только к 1914 году был принят устроивший всех вариант. Работы по сооружению 37-километровой трассы на одном уровне закончились лишь к 1921 году, но путей успели проложить только пять километров. После этого приоритеты сменились, строительство дороги в другом месте было важнее.

Оставшийся без железнодорожного сообщения Плес будто впал в зачарованный сон, в котором пребывает и поныне. Его облюбовали дачники, а художник Исаак Левитан написал здесь более 200 работ. Сегодня сохранивший свое очарование Плес все больше привлекает любителей аутентичности.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy