Люди всегда любили и всегда будут любить смеяться и развлекаться. Именно поэтому, наверное, сколько существует человечество, столько же и профессии уличного артиста, фокусника, мастера иллюзий и т. п. Сегодня мы узнаем, какими фокусами баловали почтенную публику русские мастера этого жанра до революции, почему иногда для этого требовалась заснувшая курица, а иногда — железный ангел.
Несчастная курица и прочее колдовство
Сразу оговоримся, что в давние времена отношение к бродячим артистам было неоднозначным. С одной стороны, вся деревня сбегалась посмотреть на заезжих скоморохов, чтобы увидеть их занятные штуки (так в старину называли фокусы), ведь жизнь была достаточно уныла и однообразна, а приезд артистов был целым событием. С другой стороны, простые люди были уверены, что без колдовства в таких выступлениях не обходится, а скомороха и вовсе создал сам черт.
А бродячие артисты, используя ловкость и умелое отвлечение внимания, виртуозно превращали на глазах изумленно охающей толпы мешковину в шелк, кнут в дудочку. А гвоздем программы было так называемое оживление курицы. Ничего колдовского в этом фокусе, кстати, популярном и в средневековой Европе, не было, и его секрет сохранился до наших дней. Для явления народу «чуда» предварительно отлавливалась курица, активно кормилась смесью «макового семени и кукольванца», а когда птица засыпала, хитрецы ощипывали ее, обмазывали желтком, ждали, пока верхний слой хорошо подсохнет, и... подавали на стол во время представления. Приготовленная птица выглядела настолько натуральной и аппетитной, что толпа теряла дар речи, когда после укола вилкой несчастная страдалица внезапно просыпалась и с квохтаньем убегала как можно дальше от фокусника и его помощников. Успех был полный, правда, после этого фокусников начинали опасаться еще больше.
Тот самый Кулибин
Пожалуй, сложно найти в России человека, которому бы не было знакомо имя русского механика Ивана Кулибина. Интересно, что этот неординарный человек, несмотря на свои глубочайшие познания и гениальные идеи, не чурался развлечь публику фейерверками, которые в то время называли увеселительными огнями, и даже написал о них целый научный труд.
И именно Кулибин изобрел аппарат, способный проецировать световые фигуры. Так, в 1779 году он показал на фоне вечернего неба яркое солнце и фигуру Аполлона, которая к тому же двигалась.
Магнит, оптика и один ангел
Невозможно в рамках статьи рассказать обо всех русских фокусниках, а таких было немало. Но не представляется возможным умолчать о легендарном Антоне Гамулецком, жившем в XIX веке. Его «магическая» комната просто сводила восторженную публику с ума: в помещение, специальным образом оформленное зеркалами, мечтал попасть каждый. Вошедший в него попадал в не имеющую начала и конца череду огромных залов, в которой двигались, пели и танцевали различные фигуры. Более того, они даже могли ответить на вопросы посетителей. Но самым невероятным впечатлением гостей этого «физического и механического» кабинета, как называл его сам Гамулецкий, становился ангел из металла ростом с человека, который парил в воздухе. И неважно, что тому причиной были магнит и железо, а в основе самого ощущения бесконечности залов и других эффектов было элементарное знание оптики и механики научно подкованного фокусника. Все равно ощущение чуда не покидало посетителей магического кабинета.
В случае, когда мы говорим о фокусниках, всегда вспоминается фраза: «Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад». Это действительно так, и публика действительно не так уж сильно хочет знать секрет фокуса или иллюзии. Она жаждет веселиться, удивляться и почувствовать чудо. И фокусники во все времена удовлетворяли эти три базовых желания.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy