Если спросить у иностранцев, с какими предметами у них ассоциируется Россия, наверняка в ряду перечисленных ими вещей окажутся валенки, кокошник, шапка-ушанка, фигурки из гжели. Но оказывается, эти вещи исконно русскими не являются. Сегодня мы выясним почему и узнаем, как наш народ полюбил валенки, почему шапка-ушанка раньше называлась «нансеновка» и многое другое.
Валенки, да валенки
Начнем, пожалуй, с валенок. Уж казалось бы, сложно представить другую более привычную русскому народу в дореволюционное время обувь для зимнего периода. А впрочем, таковой она еще долго была и после него. Но оказывается, в древности жители Алтая носили прототип валенок — войлочные сапоги-чулки выше колена с кожаными подошвами. Войлок вообще широко использовался в их культуре, из него делали все: от одежды и ковров до украшений. Этот же материал был очень распространен и среди тюрков и монголов. Кстати, именно этим двум народам, по мнению историков, мы обязаны умением валять шерсть, так как переняли его у них. Стоит отметить, что русский вариант войлочной обуви — валенки — не предполагал наличие швов, в отличие от своих тюркских и монгольских «предшественников». Эту технологию изобрели старообрядцы Семеновского уезда Нижегородской губернии. Сегодня валенки считаются типично русской обувью, и их монголо-тюркское происхождение окончательно забыто.
Родственница фарфора цинхуа
Иностранные туристы всегда охотно покупают в качестве сувениров из далекой России и кокошники, и изделия, расписанные в технике хохломы, а также гжельскую посуду и фигурки. Кстати, гжель, вопреки мнению наших гостей из-за рубежа, является как раз «обрусевшей иностранкой» и происходит от китайского фарфора цинхуа. В XIV веке такая техника стала использоваться и в европейских странах, а в XVII веке голландцы создали уже свой собственный стиль росписи в бело-синих тонах. Петр I, которому такие изразцы очень понравились, решил наладить их производство в России.
А гжелью данный вид прикладного искусства назвали потому, что белую глину высочайшего качества, которую к тому времени около четырех веков использовали на нашей родине для гончарного промысла, добывали в селе Гжель под Москвой.
Аполитичная шапка, заимствованная у монголов
Шапка-ушанка или, как ее иногда называют, буденовка, тоже не является исконно русским видом головного убора. Археологами при раскопках на плато Укок был найден войлочный шлем, имеющий заостренную кверху форму, с «ушами», которые завязывались под подбородком. Этот головной убор был типичен для монголов, бурят, башкир и киргизов. Поэтому наша такая милая сердцу и привычная глазу шапка-ушанка как раз и произошла от своего монгольского предка — мехового шлема с длинными ушами. Такой головной убор позволял уберечь лицо от обморожения, ведь уютный мех защищал поверхность щек и лба от суровых ветров и мороза.
В начале XX века эту невероятно теплую и удобную вещь решили немного видоизменить, и в итоге на свет появилась шапка Нансена: меховая кепка с козырьком, ушами и задней частью, которую можно было опустить, чтобы защитить шею от студеного ветра. Правда, во времена Гражданской войны данную шапку окрестили «колчаковкой», так как ее массово носили белогвардейцы армии Колчака. Забавно, что уже 20 лет спустя, в 30-е годы XX века, этот теплый головной убор становится частью зимней формы солдат Красной Армии, и его «белогвардейское» политическое прошлое было «прощено», напротив, ушанка стала символом советских воинов.
Жизнь вещей порой не менее удивительна, чем жизнь людей. Да, они не могут нам ее рассказать, ведь не умеют говорить. Но каждая, даже самая привычная вещь, порой имеет необычное прохождение и историю. Заимствованные из других стран предметы постепенно становятся частью другой культуры, быта и национального сознания. И уже неважно, что и валенки, и ушанки пришли к нам из-за рубежа. Они давно «обрусели» и стали «нашими» по праву времени и всеобщей народной любви.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy