Наши предки относились к любой пище уважительно, понимая, сколько вложено труда в ее приготовление. Но особым почетом пользовался хлеб. Пословица «Хлеб — всему голова» очень четко отражала позицию древних славян по отношению к этому продукту. Сегодня мы разберемся, какое отношение хлеб имеет к союзу стихий, по какой причине его изображение на вышивках связано с беременностью и почему говорить «каравай» не совсем верно.
Союз стихий
Хлеб занимал особое место в славянской кухне. Помимо того, что он придавал любой трапезе, даже совсем небогатой, сытность и основательность, существовали также мистические причины уважения к этому продукту. Для того чтобы приготовить хлеб, нужно было использовать зерно (стихия — Земля), воду и огонь. Таким образом, хлеб был не только едой, которая делится между всеми членами семьи, дарит им сытость, некую общность, чувство единства, но и союзом трех стихий, что придавало ему особую ценность и загадочность.
Логика древних
Любопытно, что в изобразительном искусстве древних славян засеянное поле изображается точно так же, как и женская беременность. И все вполне логично: богатый урожай, как и зародившаяся жизнь, считались священным даром от высших сил, необычайно важным и почитаемым. И отношение к этим дарам было соответствующее. А зерна до сих пор являются символом богатства и многодетности, поэтому ими иногда осыпают молодоженов.
Хлеб во всем поможет
Сам процесс приготовления не терпел спешки, немыслимо было ругаться над заводимой квашней, подныривать под печной ухват, когда предстоит ставить хлеб в печь и многое другое. К квашне вообще относились чуть ли ни как к живому существу. Например, по возвращении домой с похорон непременно было принято заглядывать в емкость с тестом, чтобы смерть, которую условно говоря «принесли в дом на плечах», была изгнана будущим хлебом — символом жизни и благоденствия.
Кстати, когда девушку отдавали замуж, непременно усаживали ее на квашню, покрытую подушкой, чтобы молодые жили дружно, богато и имели множество детей. А на свадьбах всегда смешивали хлеб из дома жениха и невесты, чтобы таким образом объединить две ранее чужие семьи в один общий род.
«Коровай», а не «каравай»
Интересный исторический факт: слово «каравай» было искажено с течением времени, а первоначальный вариант звучал как «коровай». И этому тоже есть вполне логичное объяснение. Древние славяне, являясь язычниками, в случае необходимости приносили в жертву животных, например, быков и коров, дабы умилостивить богов. Проблема заключалась в том, что далеко не всякая семья даже в силу крайней нужды совершить обряд могла пожертвовать своей коровой. В те времена она в буквальном смысле была кормилицей семьи, без нее наши предки были обречены голодать. Но был найден вполне подходящий выход: небогатые славяне просто лепили из теста изображение коровы, а в более поздние периоды — хлеб с рожками, который называли «коровай», от слова «корова». Таким образом, любимая буренка оставалась в целости и сохранности, а обряд все-таки совершался.
Наши предки, услышав о современной моде на отказ от хлеба (как и от молочных продуктов и сахара), нас бы как минимум не поняли, а вероятнее всего — необычайно строго осудили. Это и понятно: если в те времена хлеб дарил людям и чувство семейного очага и избавление от голода, а порой и повод погадать, то сейчас его однозначно нельзя назвать предметом всеобщего поклонения. Но все же запах свежего хлеба никого не оставляет равнодушным. И как бы нас ни убеждали в том, что большей части людей противопоказан глютен, мы будем порой об этом забывать и снова хрустеть корочкой теплого хлеба. Зов предков? Едва ли, просто это очень уж вкусно.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy