В ноябре 1972 года на аукционе во Франции были выставлены предметы и мебель парижского модельера и коллекционера Жака Дусе. Лаковая ширма с пророческим названием Le Destin («Судьба»), сделанная Эйлин Грей в 1914 году, в начале ее карьеры, была куплена по такой высокой цене, что произвела фурор.
Путешественница во времени
Сразу же после исторического аукциона газеты того периода восторженно отзываются о ней, пишут о ее тонком таланте, о смелости «революционного» творца. Они рассказывают эпизоды, связанные с ее упорным любопытством, сдержанным характером, отмечают этапы ее эклектического обучения, ее творческий путь, уходящий своими корнями в живопись и декоративное искусство конца девятнадцатого века, чтобы попасть после этого путешествия в самое сердце современной архитектуры. Однако ажиотаж, возникший вокруг личности Эйлин Грей, похоже, ее не интересует: она предпочитает оставаться в своей домашней студии в Париже в окружении нескольких друзей и заниматься работой, которая является для нее настоящей страстью, несмотря на некоторую потерю зрения и ловкости рук из-за возраста.
Художник, мастер лака, дизайнер, архитектор Эйлин Грей родилась 9 августа 1878 года на юго-востоке Ирландии в аристократической семье. Она посещала уроки рисования в школе Slade в Лондоне — в одном из немногих заведений, где могли обучаться женщины из высшего общества. Признав образование в Slade слишком академичным, она в 1902 году переехала в Париж с желанием начать более свободную и независимую жизнь. Во французской столице она поступила сначала в Académie Colarossi, а затем в Académie Julian. В 1907 году в сотрудничестве с молодым японским мастером Сугаварой Эйлин открыла ателье, где производились лаковые работы. Японец прибыл во французскую столицу, чтобы восстановить лакированные изделия, присланные из Японии по случаю Всемирной выставки 1900 года. Начало Первой мировой войны временно прервало ее карьеру: она записалась как волонтер в водители скорой помощи, предоставив для этого свой автомобиль.
В 1919 году Грей впервые примеряет роль профессионального дизайнера интерьеров, работая над декорированием особняка миллионерши Матье Леви. Она спроектировала для этого помещения всю мебель. Начав с лакированной мебели, до середины 20-х годов она работала в духе роскошного ар-деко. В 1925 году талант Грей круто повернул в другом направлении.
Мебель для бедных — модернизм и функционализм
Пока европейская буржуазия обставляла свои особняки в стиле ар-деко, Грей начинает проектировать тонконогие кресла и столики, предметы из металлических трубочек — авангардные и настолько минималистичные, что их прозовут «мебелью для бедных». Но именно они будут вдохновлять потом творцов баухауза.
Несмотря на свой достаток и аристократическое происхождение Эйлин так и не смогла получить образование архитектора: этому женщин просто не обучали. Свой дом тем не менее она спроектировала в сотрудничестве с Жаном Бадовичем, румынским архитектором и критиком, редактором журнала «Архитектура Vivante», с которым ее связывали романтические отношения. В 1929 году на Французской Ривьере между Ментоной и Ниццей был построен дом для отпуска с видом на море.
Расставшись в 1931 году с Бадовичем, она оставила дом ему. Второй дом, уже только для себя, она построит чуть позже и даст ему имя Tempe à Pailla («время сбора урожая»). Это небольшое здание, окруженное оливковыми деревьями и виноградниками, вписывается в пейзаж. В период с 1936 по 1950 год, рассматривая вопросы досуга, массовой культуры и развлечений как прекрасную возможность для архитектурной практики, она работала над некоторыми проектами социальных учреждений, которые, к сожалению, остались нереализованными.
В то же время она посвятила себя изучению «домового минимума» — жилищ на двух, трех и четырех человек. Очень мало осталось от ее проектов после взрыва в 1944 году в ее маленькой квартире в Сен-Тропе.
Эйлин Грей умерла в 1976 году в Париже. Ее способ проектирования, неустанный поиск элегантной простоты, удовольствие от игры даже с самыми маленькими и кажущимися незначительными вещами, ироничность, ее страсть к архитектуре все еще актуальны.
Внимание к деталям, которое может показаться почти одержимостью, — один из самых интересных аспектов ее стиля проектирования. Жесты, движения, вещи, пространства, материалы, техники, формы: в ее глазах все становится миром для исследования, познания, творческого преобразования. По ее словам, «работа приобретает ценность только благодаря любви, которой удается через нее проявить».
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy