Май 1928 года — время, когда советские спасатели были во всех передовицах европейских газет. Случилось это благодаря подвигу экипажа ледокола «Красин» . В беду попала итальянская экспедиция генерала Умберто Нобиле. Их дирижабль потерял управление в Северном Ледовитом океане. Несколько европейских государств откликнулись на призыв о помощи. Друг итальянского генерала, выдающийся норвежский полярник Рауль Амундсен, отправился спасать потерпевших на самолете, и сам пропал без вести.
Генерал Нобиле
Капитан Умберто Нобиле совершил свой первый трансатлантический перелет на дирижабле «Норге» (Норвегия). Он был приобретен на средства американского миллионера Линкольна Элсуорта. Благодаря вложенным деньгам у американца было эксклюзивное право разместить звездно-полосатый флаг на северном полюсе планеты. Первым с борта спустили норвежский флаг, затем американский, после итальянский.

Нобиле служил командиром в чине полковника. После успешного полета его произвели в генералы. Через два года удача отвернулась от путешественника, и его имя на родине стало символом катастрофы. Генерала разжаловали и осудили. Несколько лет, с 1932 по 1936 год, Нобиле прожил в СССР, потом ненадолго вернулся в Италию и переехал в США. Всему виной было случившееся бедствие.
Экспедиция на дирижабле «Италия»
К главному событию своей жизни Нобиле подходил основательно. Муссолини был недоволен тем, что итальянский флаг подняли только третьим. Нужно было это срочно исправить.

Судьбоносный полет свершился в апреле 1928 года. Церемония отправки экспедиции была торжественна. Ее возглавили представители Ватикана, папа Пий XI передал крест, который смельчаки должны были расположить на полюсе.
Сначала всё шло хорошо. Участники сообщали об успехах, но 25 мая случилось неожиданное крушение. Из 16 членов экипажа семеро погибли сразу. Оставшиеся запросили подмогу. Сигнал долетел до жителя деревни Вознесенье-Вохма радиолюбителя Николая Шмидта. Он немедленно проинформировал Москву. Одновременно ситуацией озаботился полярный исследователь Рудольф Лазаревич Самойлович. Он уверил власти, что помочь может мощный ледокол.

Ледокол «Красин»
В Москве не стали откладывать решение проблемы и организовали комитет во главе с заместителем председателя Реввоенсовета И. С. Уншлихтом. 18 июня из норвежского города Тромсе вылетел гидроплан под командованием Рауля Амундсена. Полет в неизвестность закончился трагическим исчезновением.

16 июня из ленинградского порта на спасение потерпевших бедствие выдвинулся ледокол «Красин». Его подготовили к спасательной миссии за несколько дней. Возглавил спасателей сам Р. Л. Самойлович, на капитанский мостик встал Карл Эгги, а старшим помощником был Павел Пономарёв. Через 30 лет он возглавит флагман Северного флота — атомоход «Ленин». На борту был еще один необычный для того времени пассажир — самолёт.

Экипаж летчиков возглавлял Борис Чухновский. Именно ему повезло заметить на белом снегу красные палатки итальянской экспедиции. Видимости не было почти никакой, летчикам пришлось выполнять посадку, при этом повредив шасси и винты.
Полярники уже потеряли надежду. Альфредо Вальери, соратник Нобиле, потом вспоминал: не верилось, что ледокол пробьется сквозь толщу льда. Но когда русские появился на горизонте, ликованию не было предела. Шведская пресса в то время писала: «Русские совершили подвиг без шума и жертв».
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy