Если вы когда-нибудь бывали летом в Китае, то, вероятно, заметили, как люди на улицах размахивают своими веерами в попытке победить жару. Но традиционный китайский складной веер — это не просто инструмент для охлаждения. Это важная часть китайской культуры, история которой длится более трех тысячелетий.
Некоторые историки считают, что складной веер разработали японцы, вдохновившись крыльями летучей мыши. Позднее изобретение было представлено в Китае и стало неотъемлемым модным аксессуаром как у богатых, так и среди представителей рабочего класса.
История китайского веера, как мы уже говорили, весьма длительна и богата и восходит к династии Шан. Одним из ранних вариантов веера был так называемый «шанхан», и он был совсем не похож на те ручные приспособления, которые мы видим сегодня. Его привязывали к гужевой повозке и использовали, чтобы защитить пассажиров от солнца и дождя. Таким образом, первый «веер» больше походил на зонт. Однако вскоре шанхан эволюционировал в предмет с длинной ручкой под названием чжаншань. Он изготавливался из тонкого, но жесткого шелка или птичьих перьев и использовался в основном в качестве декора. Только спустя столетия в династии Чжоу им начали пользоваться для охлаждения.
Веер из перьев стал чрезвычайно любим и популярен среди аристократов. Его производство обходилось очень дорого, а значит, он служил признаком богатства, власти и мудрости.
В период правления династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.) веер стал доступен простым людям, так как появились его более дешевые версии — из бамбука и листьев рогозы. Аристократки же в этот период предпочитали шелковые веера, напоминающие по своей форме луну. Их именовали «круглыми веерами», или tuánshàn. Позднее этот вид веера приобрел много других форм, среди которых плоские овалы и даже форма китайского сливового цветка.
Каркасы для шелковых круглых вееров производили из бамбука или костей животных. Ручки украшали декоративными узорами, а «лицо» веера вышивали или расписывали вручную каллиграфией или же сценами природы. В древнем Китае такие изделия пользовались особой популярностью почти тысячу лет и до сих пор считаются важной формой искусства китайской культуры.
Индустрия вееров в Китае в основном состояла из семейных предприятий, которые производили свои аксессуары в небольших количествах и продавали прямо в мастерских. Чтобы сделать ребра веера, ремесленники использовали сандаловое и черное дерево, черепаший панцирь, слоновую кость, перламутр и бамбук.
Веера, украшенные росписями и каллиграфией, слыли «веерами образованных» и часто отражали высокий статус владельца. Изображения птиц и цветов символизировали красоту и грациозность, что делало их популярными среди юных дам. Ученые предпочитали каллиграфию, повествующую о древней истории, которая символизировала мудрость и знания. Среди любимых мотивов были также мифические существа. Драконов зачастую изображали на мужских веерах, в то время как женщины выбирали фениксов.
Эти удивительные аксессуары выдержали испытание временем и до сих пор весьма востребованы и любимы не только на родине, но и во всех уголках земного шара. Особые экземпляры продают на художественных аукционах, а произведения известных мастеров стоят огромных денег.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy