Представьте себе помещение настолько особенное, что его разобрали, упаковали в 27 ящиков, а затем те поплыли через океан. В 1904 году именно это и произошло с «Павлиньей комнатой» — декоративным шедевром прославленного американского художника Джеймса Уистлера.
Изначально она была создана как столовая для английского судоходного магната Фредерика Ричардса Лейланда и считается классическим образцом англо-японского стиля, пленившего Европу в конце 19 века. Сначала изготовление поручили архитектору Томасу Джекиллу. Центром композиции должна была стать уникальная коллекция китайского синего и белого фарфора из коллекции Лейланда.
Джекилл закрыл стены гобеленами шестого столетия и придумал открытые решетчатые полки, на которых и должен был расположиться тот самый фарфор. Но болезнь вынудила его отказаться от проекта. Джекилла заменил Уистлер. Концепция почти полностью изменилась. Творческий потенциал художника зашел так далеко, что тот зарисовал драгоценные гобелены. Сделал он это из эгоистических соображений, чтобы его картина «Розовое и серебряное: принцесса из страны фарфора», оставалась в центре композиции комнаты и не пересекалась с красными розами на гобеленах.
Лейланд, заказчик, вынужден был отлучиться и согласился на некоторые изменения перед отъездом. Уистлер ухватился за это и смело продолжил.
В письме он писал: «Вы знаете, я просто рисовал и рисовал дальше. Продолжал без намеченного ранее эскиза, по вдохновению, рисунок рос и рос. В конце достиг такого совершенства, в каждое прикосновение кисти вкладывал ощущение невероятной свободы и, когда приблизился к началу, понял, что нужно часть переписать заново, чтобы разница не была слишком заметной».
Вернувшийся Лейланд был потрясен настолько, что уволил Уистлера. Между ними возник конфликт, так как заказчик отказался платить за работу.
В какой-то момент между спорами Уистлер сумел проникнуть в «Павлинью комнату» и дорисовать двух павлинов. Это было его последним словом.
Потрясающий золотисто-голубой интерьер был закончен в 1877 году, а в 1904 году комнату купил американский промышленник и коллекционер Чарльз Лэнг Фрир и переправил ее в Соединенные Штаты, где она была вновь собрана в доме Фрира в Детройте. Полки он заполнил своей потрясающей коллекцией керамических изделий, привезенной из Азии и с Ближнего Востока. После кончины мецената комната была передана в дар Смитсоновскому институту вместе с большой частью его художественной коллекции. Сейчас ее можно посмотреть в галерее Саклера в Вашингтоне, округ Колумбия.
В 2011 году музейные работники несколько месяцев потратили на изучение архивных снимков, чтобы разместить уникальную коллекцию фарфора Лейланда так, как того хотел он сам. Раз в месяц открываются ставни, чтобы позволить солнечному проникнуть в пространство и подчеркнуть красоту чудесной керамики.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy