Как вы думаете, сколько сейчас автомобилей на нашей планете? Статистики подсчитали, что их по состоянию на 2016 год было более одного миллиарда. И эта цифра за счет Китая и США постоянно растет.
Думал ли о том, к чему приведет развитие технологий, скромный пассажир паланкина, первого транспортного средства. Впрочем, не таким уж и скромным он был, раз мог позволить себе содержание слуг, которые его несли.
Паланкин
Итак, кто первый догадался ездить на человеке, неясно. История паланкина уходит далеко в глубь времен. Известно, что транспорт с человеком вместо двигателя существовал в Древнем Египте, Китае, Индии. Отличался он только по форме.
Позволить себе выезд в паланкине мог далеко не каждый. Для этого нужно было обладать особым статусом. В Египте так возили фараонов, в Индии — правителей, в Древнем Риме — членов императорской фамилии, богатых сановников.
Передвижение с помощью паланкина дожило до 20 века. Так перемещался папа римский, пока в 1978 году не пересел в «папамобиль».
В Средние века в паланкине перемещались в основном женщины, а в XIX веке такая повозка превратилась в экзотику.
Карета
О происхождении первого колеса сегодня ведутся споры. Колесо в Месопотамии датируется 4 тысячелетием до н.э. Оно представляло собой деревянный диск с отверстием посередине. Лошадь была одомашнена около 6000 лет назад. Когда появился гениальный человек, который соединил лошадь с колесом и изобрёл телегу, неизвестно, но запряженная повозка появилась уже в шумерских источниках.
В Месопотамии повозка была запряжена одной или двумя лошадьми и называлась колесницей. Время шло, колесница превратилась в карету. Вспомните сказку о Золушке. Карета у нее было что надо: запряженная шестеркой лошадей в яблоках, позолоченная, управлялась упитанным кучером, а на запятках ехали 6 лакеев в золотых ливреях. Если бы принц знал, на чем приехала на бал обладательница хрустальной туфельки, он искал бы ее с утроенной силой.
Количество лошадей, внешний вид кучера, количество лакеев и их ливреи, дизайн, материал из которого сделана карета, наличие герба — все эти детали могли много рассказать о пассажире-хозяине кареты.
У такого транспорта были серьезные минусы: карета часто застревала в дороге и ломалась, требовала серьезных затрат на ремонт, вытрясала из пассажира всю душу во время поездки. Постепенно транспорт совершенствовался, инженеры придумали подвески, рессоры, более комфортабельный кузов.
Карета не всегда была удобной с точки зрения безопасности. Если при покушении на Наполеона в 1800 году карета приняла на себя ударную волну, то Александра II уберечь не удалось.
Паровая машина
Принято считать, что изобретение парового двигателя относится к 18-19 векам. Однако стоит скорректировать это убеждения. История паровых машин начинается почти за 2000 лет до промышленной революции. В начале I века нашей эры греческий изобретатель по имени Герон Александрийский изобрел примитивную паровую турбину.
Но только в семнадцатом веке паровые машины начали находить практическое применение. Их использовали для удаления воды из затопленных шахт. До этого впервые додумался испанец, работающий в горнодобывающей промышленности Херонимо де Аянц. В 1606 году он зарегистрировал патент на свое изобретение. Но в 1698 году англичанин Томас Севери придумал, как вытягивать воду с помощью давления пара.
В общем, пар явился двигателем прогресса. Его применяли не только в промышленности, но и в мореплавании, военном деле, а железная дорога перед ним вообще в неоплатном долгу. Паровозы до сих пор используют во многих странах.
Самоходные паровые машины появились на лондонских улицах. В 1865 году парламент принял специальный закон, предписывающий, чтобы перед транспортом шёл специальный человек, размахивающий красной тряпкой и трубящий в дудку.
Появление автомобиля произвело настоящий переворот в истории человечества. Огромные расстояния сократились, появились новые профессии и возможности.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy