До Великой Отечественной войны в Кронштадте были очень интересные мостовые. Они были выложены ажурными чугунными плитками, верой и правдой служили городу более 80 лет. Уникальное покрытие было настолько прочным, что его ни разу не ремонтировали. Чугунные дороги пригодились во время суровых военных лет — из ценного металла изготовили мины для фронта, и сегодня от них остался лишь небольшой фрагмент. Но откуда в Кронштадте взялись чугунные плитки, в то время как мостовые в других городах были выложены камнем?
Идея чугунного покрытия была подсмотрена управляющим Пароходного завода города Кронштадта в Соединенных Штатах Америки. Во время своей поездки по территории этой страны российский чиновник обратил внимание на красивые, а главное, необычайно прочные и качественные чугунные мостовые. Он был восхищен этой идеей и даже привез обратно в Россию образец ажурной чугунной плитки.
В Кронштадте из чугуна отлили некоторое количество плиток и выложили ею двор того самого Пароходного завода. Новое покрытие показало себя очень хорошо, поэтому новую технологию решили применить и в других частях города, в тех местах, где дороги, вымощенные камнем, приходилось ремонтировать чаще всего. Несмотря на то, что чугунная мостовая обходилась городскому бюджету в солидную сумму, денег на нее не жалели. Все, кто занимался устройством таких мостовых, в один голос твердили, что они буквально вечные, ведь за долгие годы эксплуатации их ни разу не приходилось ремонтировать. То, что изначально казалось дорогим, в итоге обходилось дешевле, ведь постоянный ремонт требовал регулярных трат, в то время как чугунная мостовая на протяжении десятилетий не требовала никакого внимания. Так, в Кронштадте появилось несколько улиц, вымощенных чугунными плитками.
Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы в облик городских мостовых. Военные заводы остро нуждались в сырье — необходимо было поставлять вооружение на фронт, металлов стало не хватать. Когда Кронштадтский морской завод получил приказ на изготовление корпусов для мин, руководство стало изыскивать сырье. В какой-то момент инженеры обратили внимание на чугунные мостовые в городе, которым было по 60-80 лет. Ценные плитки было решено вынуть и использовать для нужд фронта.
Вот так необычные плитки, идею которых позаимствовали в Чикаго, помогли стране в борьбе с захватчиками. Кстати, в Чикаго подобные мостовые также были разобраны во время Второй мировой войны — нехватка металлов ощущалась во всем мире. Ну а в Кронштадте все же остались участки с подлинными чугунными плитками, которым более 150 лет. Сегодня уникальный пример инженерного искусства можно увидеть на Пеньковом мосту и на Якорной площади.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy