Изделия с вышивкой зардози могли позволить себе не просто богатые люди, а очень богатые представители высшего общества на Востоке. Как правило, круг этих лиц ограничивался пределами правящей семьи. Одежда и предметы интерьера, украшенные золотыми нитями и настоящими драгоценными камнями, составляли гордость правителей Индии и Персии на протяжении веков. Такие эксклюзивные вещи требовали не только дорогих расходных материалов, но и специфических знаний, поэтому мастера вышивки зардози высоко ценились с обществе. Но заниматься роскошной вышивкой (казалось бы, вполне женским ремеслом) могли исключительно мужчины. Почему?

Название этого вида творчества с персидского можно перевести как «вышивка золотом». И действительно, чистое золото было основным компонентом этих шедевров, которые дополнялись драгоценными и полудрагоценными камнями. Предметы, украшенные зардози, был признаком роскоши и богатства, знаком принадлежности к высшему сословию, а потому такие подарки высоко ценились среди правящей элиты Востока.

Несмотря на то, что зардози как вид народного промысла зародился в Персии, своего расцвета он достигло в Индии, во времена правления династии Великих Моголов. Правители Индии покровительствовали многим видам искусства и могли себе позволить такую роскошь, как зардози. В XVI-XVII веках В Индии было множество мастеров, которые могли годами вышивать крупные заказы. В этой стране также существовали школы, где готовили подрастающее поколение мастеров, которым передавали традиции роскошного ремесла. Вышивка зардози была именно работой, ремеслом, за которое платили хорошую зарплату. Причем это была работа на заказ, с дорогими расходными материалами, поэтому просто так заниматься дома вышивкой зардози было невозможно. А в школы при именитых мастерах отдавали для обучения именно мальчиков — в семье зарабатывать деньги должен был мужчина. По этой причине женщины и не занимались роскошной вышивкой.

Но с приходом колониальной эпохи в жизни Индии произошли изменениям. Не стало правителей, которые моли себе позволить богатые одежды и украшения, вышивка зардози стала исчезать. Редкие заказы британской царской семьи поддерживали существование нескольких ремесленных мастерских, но зардози как искусство почти исчезло. Возродить древнее творчество удалось лишь в середине XX века благодаря человеку из семьи мастеров зардози, в которой этим искусством занимались 13 поколений. Работы Шамсуддина из Агры сегодня находятся в охраняемом музее, а его сын и ученики продолжают дело великих мастеров.

Современное искусство зардози стало несколько скромнее. Вместо золотых нитей и пластин, сегодня применяют элементы из меди с золотым напылением или другие металлы, способные придать благородный вид изделию, но при этом сократить себестоимость. Кроме того, Шамсуддин развил новое направление в вышивке — объемные картины, которые также великолепны. Среди его последователей есть как женщины, так и мужчины, которые занимаются этим интересным творчеством в разных странах мира.





Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy