Одетые в рваную одежду нищие, дурно пахнущие, чумазые, вечно ворчащие, но постоянно повторяющие шепотом молитвы могли предложить царю поесть сырого мяса или обозвать его кровопийцей и деспотом, но после этого все равно быть приглашенными за царский стол с почетом. Их «сверхъестественные» способности внушали благоговейный трепет как дворянам, так и крестьянам.
Когда в 1570-м году Иван Грозный решил пойти на Псков, он хотел наказать псковичей, за их неоднократное непослушание московскому правителю. Жители города, желая избежать страшной кары, решили встретить царские войска и самого правителя хлебом и солью. Но дальше произошло необычное. Навстречу царю из толпы вышел грязный нищий, поклонился и протянул Ивану кусок сырого мяса. При этом он сказал: «Ох уж этот царь Ивашка! Он ведь думает, что поесть сырого мяса в пост большой грех. А съесть столько человек сколько царек уже съел разве не грешно?» Он имел в виду зверства и убийства, совершенные войсками царя во имя подчинения городов Московскому царству.
Кто мог после такого выйти сухим из воды? Только юродивый. Таким и был встретивший царя с мясом Николай Салос. Легенда гласит, что таким смелым выступлением нищий спас город от казней царя.
Юродивые известны со времен Древней Греции. Помните Диогена, жившего в бочке? Блаженные есть не только в христианском мире, но и у мусульман, буддистов, индусов. У каждого региона были свои особенности. В православии часто говорится «юродство Христа ради», тем самым подчеркивается религиозная составляющая этого явления. То есть это не заболевание психики, а сознательный выбор человека. В Россию это явление пришло из Византии. Одним из самых первых блаженных в нашей истории был Исидор. Он жил в XV веке в Ростове. Его особенностью было то, что он настойчиво повторял одно и тоже слово или фразу. За это его прозвали Твердословом. Его одежда была из хвороста, а жил он на болоте. Исидор не стеснялся говорить князьям самую неприятную правду. В 16 веке его канонизировали.
Особенный расцвет юродство переживало в 16 веке. Знаменитый блаженный Аркадий Вяземский умел разглядеть змей не только в душах людей, но и прячущихся в глиняной посудине. Он безошибочно определял их и изгонял. Максим Московский, живший также в 16 веке, любил разгуливать по столице нагишом. О его жизни известно немного. Именем другого московского юродивого назван Храм на Красной площади — собор Василия Блаженного. Тот также гулял по улицам без одежды. Он был очень колоритной фигурой. Говорил Ивану Грозному о его жестокостях, да и о многом другом, бил посуду, бесновался.
Сам царь Иван не имел ничего против юродства. Когда Василий умер, государь нес его гроб. Многие юродивые были канонизированы во время его правления. В православной традиции считалось, что блаженные гораздо ближе к Богу. Таким образом подражание юродивым со стороны Ивана было скорее всего способом политической пропаганды.
При правлении сына Ивана Грозного — Федоре I — расцвет юродства продолжился. Именно в этот период на могиле Василия Блаженного стали происходить чудеса и исцеления. Его канонизировали. Похоронили у Покровского собора, который с тех пор стал Собором Василия Блаженного.
Но там, где есть святые, обязательно будут и грешники. В середине 17 века власти прекрасно понимали, что под маской «юродивых» легко скрывались мошенники. Патриарх Иоасаф в 1636 году заметил, что среди юродивых есть вполне благоразумные люди, желающие приобрести таким образом немного святости. Их стали называть добродетельными глупцами ради Христа. Впрочем, каждый из мошенников преследовал свои цели. Кому-то нужно было получить побольше милостыни, другие хотели попасть в царский дворец.
В 1654 году нашу страну посетил летописец Павел Алеппский, сын антиохийского патриарха Макария III. Он вспоминал, как за обеденным столом с патриархом Никоном сидел некий нагой человек по имени Киприан. Патриарх кормил его своими руками, поил из дорогих серебряных кубков и почитал как святого. Это сильно поразило заморских гостей. Оно и неудивительно, к этому времени греческая церковь считала подобных людей мошенниками.
Удар по юродству нанес Петр Первый. Он писал о том, сколько ленивых нищих наносит удар по престижу и достоинству России, гуляя толпами по городам. С 18 века юродство стало караться тюрьмой.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy