В такой большой стране, как Россия, железная дорога имеет особое значение. Это не просто рельсы с поездами, а целый мир со своими внутренними законами и образом жизни.
В 1910 году Александр Блок написал стихотворение «На железной дороге»:
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие,
В зеленых плакали и пели.
Представьте себе, что наши поезда были разноцветными. С 1879 года Министерство путей сообщения ввело правила, по которым вагоны определенного класса имели свой цвет. В синий были выкрашены вагоны первого класса, в желтый или золотистый — второго, за третьим классом закреплен зеленый, за четвертым — серый. Иногда вагоны были смешанного типа. Например, половина второго класса и половина третьего. Так и красили по половинкам.
На кузов наносили краткую информацию о поезде: какого типа вагон, сколько мест, куда следует. Обязательный атрибут — герб империи. Надписи делались изящным шрифтом. Каждая имела свой отличительный цвет. И. А. Бунин отмечал, что дореволюционные поезда смотрелись торжественно, красиво и «занятно».
Помните стихотворение С. Маршака про даму, сдающую багаж? Судя по всему, эта пассажирка должна была ехать в вагонах первого или второго класса. Именно им полагалось сдавать вещи в багажное отделение. Багажный вагон располагался в составе сразу после локомотива. За ним цепляли почтовый вагон, а потом все стальные.
Вагоны первого и второго класса были самыми комфортными. Иногда их называли «диванными». Каждому полагался свой отдельный диван с поднимающейся спинкой. Кроме того в каждом купе были умывальник, душ и отдельный туалет. Их украшали расшитые занавески, предметы мебели из красного дерева с инкрустацией. Каждое купе освещалось газовым рожком, который можно было выключить на ночь.
Проезд в таком вагоне стоил от 7 до 20 рублей, если ехать из Москвы до Петербурга. В вагонах третьего класса можно было расположиться за 3-4 рубля.
Л. Н. Толстой, когда в конце жизни бежал из Ясной Поляны, выбрал вагон третьего класса. Хотя мог себе позволить любой уровень комфорта.
Об этом он рассказал в письме от 28 октября 1910 года из Козельска: «Пришлось ехать в третьем классе. Было неудобно, но очень душевно и поучительно».
Вообще, русские писатели часто выбирали именно этот тип вагона для описания действий своих произведений. Как писал И. А. Бунин именно он давал «чувство настоящей человеческой жизни». Табачный дым, гвалт, теснота и постоянные разговоры, выяснение отношений, споры. Народ ехал самый разный: рабочие, крестьяне, интеллигенты, обедневшие дворяне, священники. «Разночинная публика», одним словом.
Статистика за 1896 год дает интересные данные. Первым классом воспользовались 0,7 млн человек, вторым — 5 млн, третьим — 42 млн человек.
Лучшим поездом считался «Сибирский экспресс». Он шел из Петербурга в Иркутск и состоял из вагонов первого и второго классов. Поезд был символом роскоши и достатка. В нем была своя отдельная электростанция, библиотека, гостиная, где по вечерам собирались пассажиры и слушали пианино, спортивный зал, горячие ванные. В нем впервые появился вагон-ресторан. Пассажирам каждые три дня меняли белье и подавали чай.
Впрочем, вернемся к нашей даме. Итак, багаж.
Относились к нему очень серьезно. Любое путешествие было необычным событием, уезжать приходилось надолго. Вещи паковать начинали за несколько дней. Брали много. Когда путешествовали конными экипажами, то пользовались вместительными сундуками. Как правило, приходилось останавливаться на постоялых дворах.
С развитием железнодорожного сообщения изменилась и багажная промышленность. Первым изобретателем чемодана стал Луи Виттон. Его чемоданы можно было ставить где угодно и укладывать друг на друга. Для перевозки шляп использовали картонные коробки.
Незаменимой вещью был саквояж. Он появился в Америке после гражданской войны и быстро распространился по миру. Для более мелких предметов использовали несессер. Как правило, им пользовались дамы, хранили в нем пудру, расчески, зеркало, помаду, флакон с духами.
Когда прибывали на вокзал и покупали билет, его нужно было обязательно прокомпостировать, иначе он считался недействительным. Сегодня мало кто знает, но для того, чтоб провожающим и встречающим пройти на перрон, нужно было купить перронный билет. Он стоил копейки, но без него не пускали.
И тогда и сейчас путешествие на поезде было погружением в мир однотонных пейзажей и неожиданных встреч.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек 😍
Ссылка на тематические чаты тут https://t.me/+69dR1AvDfdM0MTYy